уносились в Петербург, ко Двору, к петербургскому обществу, от которого мы собственно были откомандированы.
Мы легко примирились с этим, когда убедились вообще, что в Варшаве не найдем никогда родного очага. Лишь весьма немно
гие из нашего офицерского состава примкнули к семейной жизни польского общества; официально мы находились в России, а в действительности на чужбине. Ни одна из сторон не шла друг другу навстречу, и та и другая держали себя корректно, но кинжал за пазухой в местных семьях нами всегда чувство
вался. Такая обстановка, при сознании большой ответственности к условиях официального нашего положения, для некоторых из наших молодых офицеров, служила заранее поводом не бороться с желанием как можно скорее покинуть Варшаву.
В Академии было два курса и один, кроме того, дополнительный. Оба первых курса обнимали теоретические и практические занятия, топда как в дополнительном курсе уже никаких лекций не было.
Первый курс я стал проходить с осени 1871 года; переходный экзамен, с 2Ѵ2-месячным перерывом для практических занятий, состоялся в 1872 году.
Этот первый экзамен мне пришлось сдавать при особенно неблагоприятных условиях. После того, как я вечером, перед предпоследним экзаменом из артиллерии, всю ночь проработал при керосиновой лампе, сильно нагревшей мне голову, я проснулся утром с легкою головною болью, и мне трудно было смотреть на свет. Тем не менее, я надел мундир, защитил глаза синими очками и отправился на экзамен.
По артиллерии я получил очень интересный билет и усердно покрыл всю доску чертежами и цифрами. Генерал Эгерштрем внимательно рассмотрел мою работу и больше никаких вопросов
мне не задавал. Я видел еще, что он мне поставил оценку 12, но затем я потерял сознание. В беспамятстве меня доставили домой. Доктор констатировал определенно воспаление мозговых оболо
чек. В течение нескольких недель лежал я тяжело больным; бла
годаря неутомимому уходу моей матери и сестры, я поправился раньше, нежели надеялся.
Третий учебный год, так называемый «дополнительный курс», был настоящим сплошным экзаменом — у всех на виду.
На первую военно-историческую тему мне досталась «Английская экспедиция в Абиссинию в 1867 году». Так как большинство и лучшие из источников были на английском языке, то мне при
несло большую пользу посещение лекций английского языка, во время прохождения двух первых курсов. Из области военной