Глава III.

В Генеральном штабе.

Главнокомандующим Петербургского военного округа был тогда великий князь Николай Николаевич Старший, а начальни
ком его штаба — граф Шувалов, создавший впоследствии себе громкое имя в должности посла нашего в Берлине и затем варшавского генерал-губернатора.
Граф Шувалов носил мундир генерального штаба, не быв в Академии генерального штаба, — исключительно, благодаря доверию Александра Второго, которого он был личным другом, как и вообще пользовался доверием всей царской фамилии. Во всей своей манере и склонностях Шувалов был лишь большой барин. По личности графа мы часто сознавали ту глубокую пропасть, которая отделяла корпус офицеров всех степеней от тонкого слоя действительно правящих. Несмотря на то, что он был начальником штаба, і.-е. по своему положению главным работником штаба, Шувалов господствовал над всеми остальными штабными почти так, как и великий князь, — с облаков. Вследствие этого мы,
.молодые офицеры генерального штаба, едва лишь приходили с ним в соприкосновение.
Как посредничество с верхами, так и вся вообще воинская служба были в действительности в руках генерала Гершельмана.
Именно он мне сообщил о выпавшей на мою долю обязанности по работе в штабе. В течение предстоявшего лагерного сбора в Красном селе я должен был сопровождать его императорское высочество и все его замечания записывать.
В штабе я застал точно так же прикомандированного, но годом раньше капитана полевой конной артиллерии Пузыревского, впо
следствии начальника штаба Варшавского округа при Черткове. С однофамильцем, моим дядей-профессором, ничего общего он не имел.
После турецкой кампании мы с ним породнились, так как я женился на родной сестре его супруги, урожденной баронессе Корф, также сестре супруги министра юстиции Набокова, сын
которого был убит в Берлине русским эмигрантом — по ошибке вместо Милюкова. С Пузыревским мы жили вместе в штабном бараке.