крестамъ придѣланы новыя возглавія, цѣпочки, одни изъ т. наз. сосудовъ Антонія Римлянина (f 3 августа 1147 г.) оказались сработанными въ XYII в.
Несмотря на все это, для наблюденій и изыскан ій археолога въ Москвѣ имѣется еще богатый матеріалъ. Его представляютъ не только частныя, общественныя, церковныя и монастырскія зданія, но и прекраснѣйшія собранія памятниковъ искусства разнаго времени въ музеяхъ, картинныхъ галлереяхъ, Орулшйной Палатѣи ризницахъ.Въ Москвѣ мояшо по памятникамъ изучить старинныя архитектуру, иконопись, металлическое дѣло, шитье по тканямъ, рукописное искусство, орнаментику рукописей и т. под.
Но для этого непремѣнно нул^но наблюдать и изучать самые памятники древности: описаніе, рисунокъ только отчасти замѣняютъ наблюдепіе, могутъ служить только вспомогательнымъ средствомъ при изучеыіи ихъ. Опредѣлить металлъ, изъ котораго сдѣланъ предметъ, детали его устройства, опредѣлить камни, которыми онъ украшепъ,
изучить цвѣта и краски и многое тому подобное можно только посредствомъ внимательнаго наблюденія надъ нимъ.
Можно, конечно, описать, что такое фрески, но еще лучше разъ посмотрѣть ихъ, чтобы имѣть о нихъ понятіе. Дра
гоценные камни въ старину имѣли грань греческую или нѣмецкую; прослѣдить ихъ различіе всего лучше на предметахъ. Объяснять, что такое скань, басма, алтабасъ и
т. п. можно, но безрезультатно, тогда какъ наблюденіе надъ сканными, басменными, алтабасными издѣліями сразу дастъ понятіе о нихъ.
Занимающемуся археологіею Москвы необходимо изучить и старинную терминологию, что также невозможно безъ наблюдёнія надъ предметами древности. Старинныя описи, часто служащія для археолога путеводной звѣздой, содержатъ множество старинныхъ же терминовъ, напр.: обойма, перейма, спень, оковъ, подковъ, обронный, вольяч
ный, каповьій, гурмЫшсКій, кафиМскій, канфаренный и т. п.; это—пустыя слова для лицъ незнакомыхъ съ древнею