скимъ, московскимъ, металлическихъ и другихъ работъ— мастерамъ греческимъ, нѣмецкимъ, русскимъ и др.
Однимъ изъ результатовъ изученія московскихъ памятниковъ является различеніе ихъ по происхожденію и мастерамъ.
Нѣкоторые изъ памятниковъ считаются московскими, потому что находятся въ Москвѣ, но по происхожденію
они — иногородніе или иноземные. Дѣло въ томъ, что Москва сравнительно съ Кіевомъ, Новгородомъ, Ростовомъ, Владиміромъ и другими—городъ довольно поздній
и первоначально находилась подъ ихъ вліяніемъ. Сюда переселялись люди изъ разныхъ мѣстъ и приносили свою сложившуюся культуру, свои ремесла, искусства, пред
меты бытового характера. Москва усвояла все чужое и притягивала къ себѣ все лучшее, гдѣ бы оно ни оказывалось.
Святыню и всякіе предметы древности приносили сюда изъ Новгорода, Кіева, Владимира и др. городовъ и оставляли здѣсь въ подлинникахъ или точныхъ копіяхъ.
Митрополитъ Петръ принесъ съ Волыни писанную имъ икону Божіей Матери, т. наз. Петровскую. Въ Успенскомъ соборѣ имѣется икона „Предста Царица , приписываемая кіевскому иконописцу XII вѣка преп. Алипію Печерскому, здѣсь же подлинная Владимірская икона Вожіей Матери,
принесенная въ 1395 году изъ Владиміра,—отсюда же икона великомученика Димитрія Солунскаго, изъ Новго
рода—икона Спасителя и т. наз. Корсунскіе кресты, изъ Устюга — икона Благовѣщенія; изъ Суздаля — южныя, т. наз. Корсунскія, двери; здѣсь лее находилась неко
торое время подлинная Смоленская, икона Божіей Матери,
а потомъ. при возвращеніи ея въ Смоленскъ, оставлена копія съ нея. Вѣчевые и другіе колокола, привезенные изъ Новгорода и Пскова, представили здѣсь образны лптейнаго ихъ искусства.
При Іоаннѣ III псковскіе мастера построили въ Мо
скве храмъ Іоанна Златоуста въ Златоустовомъ мона