КНИГА I.


Политическiе нравы и реформы.


ГЛАВА I.


Политическіе нравы.


I.
Принимаясь за чтеніе этой исторіи необходимо освободиться отъ предубѣжденія, въ силу котораго Европу стараго режима представляютъ себѣ рядомъ государствъ, правильно организованныхъ, гдѣ каждый, согласовалъ свое поведеніе съ принципами, признанными всѣми, гдѣ на уваженіи къ установленному праву основывались всѣ соглашенія и трактаты, гдѣ послѣдніе исполнялись со всею добросовѣстностью, гдѣ чувство солидарности между мопархіями обезнечивало, вмѣстѣ съ поддержкою общественнаго порядка, прочность обязательствъ, принятыхъ государями. Эта «христіанская республика», какъ ее называли, была, въ новыя времена, не что иное, какъ величавая отвлеченность. Былъ одинъ моментъ въ средніе вѣка,
когда она какъ будто осуществилась; но этотъ неопредѣленный обрисъ исчезъ къ то же время, какъ разлеталась великая мечта папства, то есть управленіе католическимъ міромъ посредствомъ теократіи. Возрожденіе уничтожило
и эту идею, какъ уничтожало и феодальную систему, и схоластическую философію. Сохранились одни туманныя воспоминанія, которыми убаюкивали себя утописты.
Европа, въ которой права каждаго вытекали-бы изъ обязанностей всѣхъ людей, была чѣмъ-то такимъ страннымъ и непонятнымъ для государственныхъ мужей стараго порядка, что только война, продолжавшаяся четверть столѣтія, самая страшная изо всѣхъ войнъ, дала имъ понятіе о такой Европѣ и доказала ея необходимость. Сдѣланная на вѣнскомъ конгрессѣ и