камень для счастія человѣчества». Въ Петербургѣ «французы, русскіе, датчане, нѣмцы, англичане, голландцы поздравляли другъ друга на улицахъ, обнимались, какъ будто съ вихъ сняли давившую ихъ тяжелую цѣпь». 3).




Въ теченіе всего 1789 года въ Германіи раздаются восклицанія радости и восторга 4). Мыслителямъ казалось, что во французской революціи они нашли осуществленіе того отвлеченнаго идеала, за которымъ они гнались по слѣдамъ Пуфендорфа и Вольфа.




Благодаря Руссо, этотъ идеалъ сдѣлался популярнымъ вездѣ, гдѣ встрѣчались любознательные умы, пламенныя души, чувствительное воображеніе. Буржуа восторженно удивляются торжеству средняго сословія и робко желаютъ того же. Просвѣщенное дворянство кокетничаетъ съ революціей, какъ кокетничало съ философіей. Весь литературный міръ привѣтствуетъ начало свободы, царство равенства людей, конецъ злоупотребленіямъ и паденіе предразсудковъ стараго міра. Публицистъ Шлё


3) Séguk. Mémoires, t. III.— Мнѣ было 16 лѣтъ,—разсказываетъ одинъ датчанинъ,—когда отецъ мой пришелъ домой (въ Копенгагенѣ) внѣ себя; онъ
призываетъ своихъ сыновей:—какъ вы достойны зависти! восклицаетъ онъ, какіе счастливые и блестящіе дни васъ ждутъ впереди! Теперь вы сами будете виноваты, если не создадите себѣ независимаго положенія. Всѣ преграды происхожденія и бѣдности рушатся; отнынѣ послѣдній изъ васъ получитъ возможность бороться противъ самаго сильнаго равнымъ оружіемъ и на одинаковой почвѣ!—и, не имѣя силъ продолжать отъ глубокаго волненія, онъ зарыдалъ... Потомъ, успокоившись, онъ разсказалъ намъ про взятіе Бастиліи и освобожденіе жертвъ деспотизма... Революція начиналась не только во Франціи, но и во всей Европѣ. Она пустила корни въ милліонахъ душъ: эти первыя минуты радости, за которыми послѣдовало такое ужасное паденіе, имѣли въ себѣ что-то чистое и святое, которое никогда не забудется. Безконечная надежда охватила мою душу». Steffens, Was ich erlebte. Breslau. 1840—44, t. I, p. 362, cité par Tocqueville, Mélanges, p. 173,—Анна Соймонова,
будущая Свѣчина, устроила въ своей комнатѣ иллюминацію въ честь 14 іюля; это было наивное выраженіе чувствъ, господствовавшихъ среди «просвѣщен
ныхъ русскихъ», въ средѣ которыхъ она воспитывалась. Pingaod. Les français en Russie. Paris. 1885, p. 165.
4) Haeusser, Deutsche Geschichte, 4 ed. Berlin 1869. t. I. liv. II. ch. II.— Biedermann, Deutschland im achtzehnten Jahrhundert. Leipzig 1880. 2 partie,
3 section, p. 1189—1223.—Perthes, Politische Zustaende, 2 ed. Gotha 1862.—
Treitschke Deutsche Geschichte. Eeipzig. 1882, t. I, p. 115.—Hettner, Literatur- Geschichte des achtzehnten Jahrhunderts. Brunswick. 1879. III partie. 2 livre, 3 section: L’Idéal de l Humanité.—Wohlvill, Weltbuergerthum und Vaterlandsliebe der Schwaben 1789—1815. Hambourg 1875.—Venedey. Die deutschen Re
publikaner unter der französischen Republik. Leipzig 1870.—Philippson, Geschichte des preussischen Staatswesens, Leipzig 1882, t. II, p. 12—Rambaud. Les français sur le Rhin, Paris 1873.—Bossert, Goethe. 2 vol. Paris 1882.