онъ послужить переходною ступенью отъ безплодныхъ преній къ полному молчанію. Сенатъ есть главное учрежденіе республики, священное, щедро воз
награжденное, съ разнообразными и туманными атрибутами. Въ своихъ щедро оплачиваемыхъ досугахъ онъ поглощаетъ тѣхъ, кого консулъ хочетъ держать въ рукахъ, въ то же время устраняя ихъ отъ участія въ управленіи, т. е. людей либо неудобныхъ, либо уже израсходовавшихъ въ работѣ свои силы. Учреждены имѣютъ значеніе въ зависимости отъ людей, которые прилагаютъ ихъ къ жизни. Учрежденія, о которыхъ идетъ рѣчь, были искусно со
ставлены, подборъ лицъ былъ сдѣланъ умѣло. Асессорами въ консульство Бонапартъ выбралъ двухъ человѣкъ, воспитавшихся на дѣлахъ прежняго
образа правленія, стало быть, людей способныхъ поставить революцію въ прежнія государственныя рамки и установить преемственность власти во Франціи: Лебрена, который съ Мопу подготовилъ парламентскую реформу и имѣлъ репутацію великаго финансиста 6) и Камбасереса, бывшаго пар
ламентская совѣтника, въ III году предсѣдательствовавшаго въ комитетѣ общественнаго спасенія, человѣка умнаго и хитраго, съ громкимъ именемъ, величественной наружности, съ манерами парламентская прези
дента, внѣшностью напоминавшаго сановное духовное лицо, всегда считавшагося въ своей провинціи лицомъ важнымъ и вліятельнымъ, въ революции сыгравшаго роль «очень полезнаго человѣка», получившаго ре
номе человѣка «умѣреннаго и осторожнаго», послѣ того какъ онъ обезопасилъ свою жизнь создавъ революціонный трибуналъ. Короче, выражаясь оффиціальнымъ языкомъ всѣхъ временъ, это былъ «человѣкъ съ большимъ вѣсомъ». Ядро сената составляли люди порядка, таланта, даже науки, которые пристали къ республикѣ, жили при террорѣ, гнушались вспо
минать о немъ и боялись его повторения; брюмерьянцы по обстоятельствамъ и расчету, монархисты по темпераменту, признающіе впрочемъ лишь ту монархію, которую они сами устроили бы изъ революціи, и не
видимому, съ іюля 1789 года постоянно мечтавшіе о томъ, что стало
фактомъ въ іюлѣ 1830 года 7); въ то время большіе скептики въ вопросахъ политической свободы, люди съ очень твердыми убѣжденіями въ вопросѣ о свободѣ гражданской, особенно о свободѣ мысли; антиклерикалы въ душѣ, не христіане, а нѣкоторые изъ нихъ даже профессіональные атеисты, возставшіе противъ ига католическаго Рима, но всѣ покорив
6) Cf. t. 1, p. 206.
7) «Намъ нуженъ настоящей король, ибо я собственникъ, нужно, чтобы онъ имѣлъ корону, ибо я занимаю это мѣсто; стало быть нужно покончить съ
революціей. Король вышедшій изъ нея, выводящій свои права изъ нашихъ...» Разговоръ между Шампаньи и д’Антрэнемъ у аббата Мэдье, въ Вѣнѣ 21 Августа 1801 года. Pingaud, Un Agent secret.