скаго указа путемъ сочетанія его съ тѣмъ или инымъ декретомъ конвента, — она привела его къ тому, что онъ сливалъ себя съ духомъ этихъ указовъ, съ очень реалистическимъ геніемъ древней монархіи; она заставила его предпринять постройку новаго зданія въ томъ же духѣ го
сударственности, сообразно съ тѣми же методами приспособденія къ обстоятельствамъ, которымъ слѣдовали эмпирики высшаго полета, отъ завоновѣдовъ Филиппа Красиваго до интендантовъ Людовика XIV, отъ Кольбера до Тюрго 4). Говорятъ, что онъ открылъ Римъ, скрытый подъ облом
ками стараго порядка: онъ пришелъ въ Римъ, пройдя черезъ этотъ древній порядокъ, и если онъ отыскалъ Цезаря, Августа и Діоклетіана, то лишь пройдя черезъ канцеляріи королей 5).
Не слѣдуетъ искать какой бы то ни было системы въ конституціи VIII года. Она представдяетъ государственную машину, построенную на половину изъ прежде употреблявшихся механизмовъ, на половину изъ механизмовъ, на-скоро придуманныхъ конвентомъ, но формѣ болѣе всего приспособленной для выполненія предстояшихъ ей задачъ. Всю силу, всю
душу конституции составляетъ консульство: оно составляетъ, приказываетъ, исполняетъ. Оно состоитъ изъ перваго консула и двухъ асессоровъ, все назначеніе которыхъ заключается въ томъ, чтобы сдѣлать постепеннымъ переходъ комитета общественнаго спасенія, съ составомъ отъ 9 до 16 членовъ, директорiи изъ пяти членовъ и консульства изъ трехъ — въ имперію, представляемую однимъ человѣкомъ. Дѣйствительно Бонапартъ если и не царствуетъ, то править самодержавно. Главную пружину правительственнаго механизма составляетъ Государственный Совѣтъ, учрежденіе новое, совмѣщающее въ себѣ функціи прежнихъ королевскихъ совѣтниковъ, т. е. — законодательную, судебную, административную — и
функціи комитетовъ конвента, облеченныхъ верховнымъ собраніемъ властію фискальною, законодательною, высшею полицейскою; онъ окажется
главною лабораторіей; посредствомъ своихъ комиссаровъ, въ свою очередь дополняемыхъ временными представителями ихъ, онъ даетъ всеобъемлю
щее орудіе работы. Законодательный корнусъ вотируетъ, но не обсуждаетъ, слушаетъ, но не говоритъ. Такое собраніе есть идеалъ по Робес
пьеру: оно принимаетъ изреченія жреца и санкціонируетъ ихъ, оно также есть идеалъ законодательнаго корпуса въ духѣ директоріи, испытавшей на себѣ сильное, но неопределенное вліяніе фрюктидора. Трибуната, обсуждающій законы, но не вотирующій, остается въ этой реалистической констйтуціи единственнымъ пережиткомъ увлекательныхъ утопій свободы
4) Ср. т. I, стр. 221 и сдѣд. 5) См. т. I, кн. II, гл. 1.