и они умѣютъ показываться въ надлежащіе моменты въ видѣ, наиболѣе соотвѣтствующемъ потребностямъ обстоятельствъ.
Великіе народные ораторы, Мирабо, Дантонъ, появляются среди толпы, въ процессіяхъ, въ театрѣ. Лафайетъ любить парадировать на площадяхъ, верхомъ на бѣломъ конѣ. Военачальники знаютъ, что нужно выставлять себя напоказъ, подавать примѣръ, выступать въ первыхъ рядахъ. Робеспьеръ квартируетъ у столяра; въ расцвѣтѣ своей славы онъ удостаиваетъ показаться своему народу одѣтымъ въ небесно-голу
бой камзолъ съ пучкомъ колосьевъ въ рукѣ. Марать живетъ въ подвалѣ и повязываетъ себѣ голову грязнымъ платкомъ. А Шарлотта Корде, готовясь предстать передъ революціоннымъ трибуналомъ, заказываетъ себѣ новый чепчикъ.
Итакъ, потребность въ вѣрѣ и потребность въ зрѣлищахъ, двойная необходимость занять душу и чувства — таковы были, повидимому, наиболѣе характерныя проявленія общественнаго настроенія во время Революціи.
Ничто не соотвѣтствовало лучше этому состоянію, чѣмъ устройство празднествъ, которыя могли бы привлечь народъ, собрать его въ опредѣленномъ мѣстѣ, чтобы объединить его на общей мысли, зафиксировать эту мысль въ матеріальныхъ символахъ внѣшнимъ представленіемъ, способнымъ одновременно плѣнить его умъ и растрогать его сердце. По
требность эта была настолько присуща тому времени, что въ действительности первое сборище такого рода, первый изъ нашихъ національныхъ праздниковъ, былъ непроизвольнымъ сборищемъ гражданъ цѣлой націи. Кто рѣшился бы хвастливо заявить, что ему первому пришла въ голову мысль о праздникѣ Федераціи 14-го іюля 1790 года, чудеснѣйшемъ изъ праздниковъ, какіе видѣла Франція? Разумѣется, никто: кто бы ни высказалъ ее первый, можно безбоязненно утверждать, что она возникла въ тотъ же моментъ въ умѣ у всѣхъ.
То, что народный инстинктъ ввелъ въ началѣ, повторялось во все продолжение революціонной эры. Національные праздники умножались, подъ различными видами и въ болѣе или менѣе измѣнчивомъ духѣ, сообразно съ колебаніями на
строений, но пользуясь почти неизмѣнными рессурсами. Это, прежде всего, процессіи, шествія, въ которыхъ фигурируютъ наиболѣе популярныя, а также и чествуемыя лица; тріумфальныя арки, колесницы, символическія декораціи; потомъ