должны считаться свободными, когда имущіе могутъ господствовать надъ неимущими лишь посредствомъ собственности; но собственность-то и представляетъ собою ту высшую власть, которая обусловливаете всѣ другіе виды власти. Отсюда ясно, что буржуазное общество основано на чудовищномъ классовомъ эгоизмѣ,
усложненномъ лицемѣріемъ. Были однако моменты, когда нарождавшаяся революція сливала съ интересами революдіонной буржуазіи интересы всего человѣчества, и истинно-человѣчный энтузіазмъ · не разъ воодушевлялъ сердца. Среди безчисленныхъ столкновеній, вызванныхъ безпорядочностыо буржуазнаго строя,
въ борьбѣ партій и классовъ, не было недостатка въ благородствѣ, доблести и отвагѣ. Мы намѣрены всегда отдавать должное героямъ и, возвышаясь надъ кровавыми распрями, будемъ прославлять равно и буржуазныхъ республиканцевъ, изгнанныхъ и сосланныхъ въ 1851 г. торжествующимъ декабрьскимъ. переворотомъ, и доблестныхъ пролетаріевъ, сражавшихся и павшихъ въ іюнѣ 1848 года.
Но кто можете упрекнуть насъ за то, что мы съ особеннымъ вниманіемъ отнесемся къ боевой энергіи угнетенная пролетаріата, который, уже въ теченіе цѣлаго столѣтія, такъ часто жертвовалъ жизнью во имя еще неясная идеала? Социальная революція совершится не одною только силою вещей, но и силою людей, энергіей воли и совѣсти. Исторія всегда будете нуждаться въ личной доблести и личномъ благородствѣ. И нравственный уровень будущаго коммунистическая общества будетъ измѣряться нравственною высотою отдѣльныхъ лично
стей нынѣ борющагося класса. Воздвигнуть памятникъ всѣмъ героическимъ борцамъ, которые въ теченіе послѣдняго столѣтія беззавѣтно служили идеѣ и про
являли возвышенное нрезрѣніе къ смерти, значите послужить революционному дѣлу. Мы не смѣемся надъ людьми Революціи, читавшими Жизнеописанія Плу
тарха. Безъ сомнѣнія, благородные порывы внутренней энергіи, которые они вызывали въ себѣ такимъ образомъ, мало измѣняли ходъ событій. Но, по крайней мѣрѣ,эти люди не склонялись передъ бурей, и молніи великихъ грозъ не видали передъ собою искаженныхъ страхомъ лицъ. И никто не бросите имъ упрека, если жажда славы оживляла въ нихъ страсть къ свободѣ, или отвагу въ битвѣ.
Такимъ образомъ, мы постараемся не исключать ничего истинно человѣческаго изъ этой соціалистической исторіи, обнимающей собою время отъ буржу
азной революціи до подготовительная періода революціи пролетарской. Мы попытаемся понять и очертить какъ основную экономическую эволюцію, опредѣляющую общественный строй, такъ и пламенное стремленіе человѣческаго духа къ высшей истинѣ и благородное воодушевленіе индивидуальная сознанія, презирающая страданія, тираннію и смерть. Пролетаріатъ освободите себя и ста
нете человѣчествомъ, когда доведете экономическое движеніе до конца. Поэтому необходимо, чтобы онъ ясно представилъ себѣ и все значеніе этого экономиче
ская движенія, и все возможное величіе человѣческой личности. Рискуя на мгновеніе удивить нашихъ читателей сопоставленіемъ великихъ именъ Маркса, Мишле и Плутарха, мы скажемъ, что у этихъ именно писателей, мы желали бы почерпнуть вдохновеніе для задуманная нами скромная историческая труда,
въ который каждый изъ сотрудниковъ-борцовъ внесете свой особый оттѣнокъ мысли и въ который всѣ они вложатъ общее имъ основное ученіе и воодушевляющую ихъ единую вѣру.
Жанъ Жоресб.