бленіе ихъ послѣ введонія удобнаго семитскаго алфавита также невѣроятно, какъ невѣроятна была бы, напримѣръ, замѣна ружья сѣкирою. Однако, долгое время ощущался недостатокъ въ матеріалѣ для письма, легко добываемомъ и удобномъ для употребленія. Только съ оживленіемъ торговыхъ сношеній съ Египтомъ, наступившемъ при царѣ Псамметихѣ I (вскорѣ послѣ 660 г.), былъ восполненъ этотъ пробѣлъ. Сердцевина ствола папируса
слоящаяся на тонкіе и гибкіе пласты, доставляла для этой цѣли незамѣнимый по удобству ыатеріалъ. Отнынѣ исчерченные зна
ками листы переходятъ изъ города въ городъ, изъ страны въ страну, изъ вѣка въ вѣкъ; оборотъ идей былъ ускоренъ, живой обмѣнъ духовной жизни повышенъ и образованность упрочена не въ меньшей степени, чѣмъ въ началѣ новыхъ вѣковъ благодаря изобрѣтенію книгопечатанія. На ряду со словесной переда
чей поэзіи, подчиняющей себѣ слухъ и мысль слушателя, повсемѣстно распространяется одинокое изученіе ея, при которомъ читатель безъ помѣхи обдумываетъ, на досугѣ сравниваетъ и пытливо изслѣдуетъ ее. Литературной формѣ сообщенія пред
стояло вскорѣ освободиться отъ послѣднихъ, еще связующихъ ее путъ, отъ путъ ритмической рѣчи—уже недалеко было начало прозаической формы.
4. Западное побережье Малой Азіи есть колыбель эллинской духовной культуры. Первое мѣсто принадлежитъ здѣсь полосѣ земли, занимающей середину тянущейся съ сѣвера на югъ бе


реговой линіи, и близъ лежащимъ островамъ. Природа щедро одѣлила эту мѣстность, а воспринявшіе богатства дары принадле


жали къ іонійскому, т. е. наиболѣе одаренному эллинскому племени. Происхожденіе іонянъ покрыто неизвѣстностью. Несомнѣнно, что они смѣшались съ выходцами изъ средней Греціи, если только сами они не являются смѣсью этихъ выходцовъ. Пестротой ихъ племенного состава вѣроятно въ значительной сте
пени объясняется многосторонность ихъ дарованій. Во всякомъ случаѣ, полнаго выявленія достигли всѣ ихъ особенности лишь на новой, азіатской родинѣ. Какъ смѣлые мореплаватели съ одной стороны, съ другой—въ силу дѣятельныхъ сношеній со своими ближайшими сосѣдями, они въ полной мѣрѣ испытали то воз
буждающее и плодотворное вліяніе, которое дается общеніемъ съ чуждыми народами болѣе старой культуры. Кровное смѣшеніе съ другими сильными расами, какъ финикійцы и