карійцы, не осталось безъ слѣда, и безъ сомнѣнія значительно усилило разнообразіе ихъ дарованій. Среди всѣхъ грековъ они всего болѣе были чужды той неподвижности, которую влечетъ за собой узко областная отъединенность. Правда, что вмѣстѣ съ тѣмъ они были лишены той защиты, которую обезпечиваютъ своимъ обитателямъ скудныя, окруженныя горами страны. Близкое
сосѣдство цивилизованныхъ и въ государствепномъ отношеніи объединенныхъ культурныхъ народовъ одновременнно являлось величайшимъ двигателемъ ихъ духовной жизни и опаснѣйшей угро
зою ихъ политической самостоятельности. За опустошительными набѣгами дикихъ киммерійцевъ послѣдовало покореніе ихъ лидянами и персами, подчинившее часть населенія чужеземному игу, а другую—обрекшее на изгнанничество; вмѣстѣ съ тѣмъ привившаяся имъ восточная роскошь медленно, но вѣрно истре
бляла ихъ мужественную силу. Плодомъ скрещенія этихъ бла
готворныхъ и губительныхъ вліяній былъ изумительный по стремительности, но сравнительно недолговѣчный расцвѣтъ куль


туры. Сѣмена слишкомъ рано, осыпавшихся плодовъ были да


леко разнесены бѣжавшими чужеземнаго ига переселенцами и нашли себѣ вѣрноѳ прибѣжище въ благодатной почвѣ Аттики.
Итоги этого духовнаго подъема, длившагося лишь немного столѣтій, значительны: завершеніе героическаго эпоса, расцвѣтъ упомянутыхъ выше новыхъ родовъ поэзіи, овладѣвшихъ наслѣдіемъ эпоса, начала научнаго изслѣдованія и философскаго размышленія. На древній вопросъ человѣка о томъ „что означаетъ онъ самъ, и Богъ, и міръ“ послѣдовали новые отвѣты,— отвѣты постепенно заслонившіе собою или видоизмѣнившіе тѣ, которые давались ему до сихъ поръ религіознымъ вѣрованіемъ.
5. Религія Греціи—это сосудъ, который благороднѣйшіе умы наполнили благодатною влагой. Образы ея признаны были поэтами
и художниками за созданія чистѣйшей красоты. И все-же она произросла изъ тѣхъ самыхъ корней, побѣги которыхъ покрыли
всю землю необозримымъ множествомъ частью прекрасныхъ или благихъ, частью отвратительныхъ или зловѣщихъ вымысловъ.
Ходъ нашихъ мыслей двойствененъ. Онъ подчиняется закону сходства, также какъ и закону временнаго слѣдованія. Не только однородныя представленія вызываютъ другъ друга въ нашемъ сознаніи, но также и сосуществующия во времени или непосредственно слѣдующія одно за другимъ. Такъ напримѣръ, не только