раздѣляетъ этого мнѣнія, я бы не преминулъ здѣсь же подкрѣпить доказательствами свой взглядъ, еслибъ это не было значительно удобнѣе сдѣлать въ дальнѣйшемъ отдѣлѣ настоящаго сочиненія.
(Стр. 393/4). Разобранное здѣсь мѣсто изъ «Софиста» Платона (232d) было мною иначе истолковано и изложено въ Apol. d. Heilk. 181 сл. Съ тѣхъ иоръ благодаря нѣкоторымъ рецензентамъ и сдѣланнымъ мнѣ частнымъ указаніямъ я иришелъ къ убѣжденію, что мое прежнее толкованіе (которое я раздѣлялъ съ Campbell и Jowett) было ошибочно. Изъ общей связи съ несомнѣнностыо слѣдуетъ, что мы должны допустить довольно смѣлый подмѣнъ словъ (именно тамъ, гдѣ стоить αύτόν). Это единственный нунктъ, но поводу котораго я считаю нужнымъ внести значительную по
правку въ мою, часто мною упоминаемую книгу. Вмѣстѣ съ тѣмъ я остаюсь при убѣжденіи, что удаленіе этой невѣрной опоры не подрываете аргументадіи, на которой я строю тамъ свою теорію. По отношеиію къ остальному содержанію этою параграфа направляю читателя къ названной книгѣ, гдѣ затронутые здѣсь вопросы разработаны съ большой полнотой.
(Стр. 397). Aristoteles: Rhet. 11 24 fin. Къ нослѣдующему срв. Plat. Apol. 23d и Isocr. or. 15 § l(j и 32. Срв. прекрасныя замѣчанія Grote, Hist, of Greece VIII2 499 сл. Унотребленію, которое обычно дѣлается нзъ шутки Аристофана, въ которой приводятся δίκαιος и άδικος λόγος, Гротъ произно
сить ириговоръ въ слѣдующихъ словахъ: «If Aristophanes is a witness against any one, he is a witness against Socrates, who is the person singled out for attack iu the «Clouds». But these authors (онъ разумѣетъ Ritter н Brandis), not admitting Aristophanes as an evidence against Socrates whom he does attack, nevertheless quote him as an evidence against men like Protagoras and Gorgias whom he does not attack». Далѣе срв. особенно Aristot. Rhet. I 1 (1355a—b), Plat. Gorgias 456d, Sext. Emp. adv. math. II 44 (683, 22 f. Bekk.), Филодемъ (во многихъ мѣстахъ его риторическихъ со
чиненій, отыѣчениыхъ Гомиерцомъ въ Zeifschr. f. d. ost. Gymn. 1866, S. 698), наконецъ Хрисиппъ у Plutarch. De stoic, repugn, c. 10, 15=Mor. 1268, 37 ff. Diibn., и Aristot. Rhet. II 26 in. и III 18 fin.
(Стр. 399). Aristot.: Rhet. I 1 fin.; затѣмъ срв. примѣч. къ 379—81; еще (Plat. Protag. 35Id. — Относительно Протагорова обученія риторикѣ срв. ссылки у Frei, Quaest. Protag. p. 150 сл. Сравненіе заимствовано изъ Quintilian. Instit. Orat. II, 1, 12.
Часть III, глава 7.
(Стр. 400/1). Жизнь Горгія изложена Гермиппомъ и КлеархоМъ въ йхѣ жизнеописаніяхъ (Athen. XI 505d и XII 548d). У насъ нѣтъ достовѣрныхъ свѣдѣній о его рождепіи и смерти. Можно все же довѣриться Аиоллодору, утверждающему, что онъ дожилъ до ста девяти лѣтъ (Laert. Diog. VIII 58). Онъ пережилъ Сократа (Plat. Apol. 19e) иконецъ своей жизни провелъ въ Ѳессаліи, гдѣ онъ пользовался покровительствомъ Ясона изъ Феръ, вступившаго на престолъ около 380 года (PiAs. VI 17, 9). Однако несравненпо большая часть его долгой жизни повидимому принадлежитъ пятому столѣ
тію, такъ что при своемъ появленіи въ Аѳинахъ въ качестве, посла онъ приближался уже къ старости. (Diodor. XII 53). Дильсъ придерживается дате, установленныхъ Фреемъ (Rh. Mus. N. F. VII 527 ff), а именно: 483— 375 (Gorgias u. Empedokles, 3). Виламовицъ (Aristoteles u. Athen I 172) не безъ основанія относить его олимпийскую рѣчь къ лѣту 408 г. Подробнѣе всего, не безъ примѣси, однако, нѣкоторыхъ хронологическихъ несо
образностей (ср. Apol. d. Heilk 171 f.), говоритъ о немъ Филостратъ (Vitae sophist, с. 9) а изъ новыхъ Blass, Attische Beredsamkeit 1 2 47 ff. Фраг
менты его собраны въ Orat. Att. II 129 ff. Слово о Пенелопѣ и ея служанкахъ приписывается еще и другимъ (срв. Gercke, Bearbeitung der Sauppe