устройство самаго большого изъ извѣстныхъ намъ греческихъ архивовъ, аѳинскаго. И дѣйствительно, древнѣйшій аттическій архивъ, самый Акрополь, нредставляетъ изъ себя грандіозный лѣсъ изъ камня, и теперь еще на каждомъ шагу у дороги замѣчаешь выдолбленныя въ скалѣ углубленія, въ которыхъ укрѣплялись стэлы съ надписями. Только впослѣдствіи, когда количество доку
ментовъ въ столицѣ государства, Аѳинахъ, страшно возросло, тогда на ряду съ канцелярскими архивами отдѣльныхъ присутственныхъ мѣстъ созданъ былъ централь
ный архивъ въ храмѣ великой матери боговъ, въ Метроонѣ 1), который впервые въ 343 г. упоминается какъ мѣстонахожденіе государственнаго архива. По мнѣнію Бруно Кейля, здѣсь хранились тексты всѣхъ законовъ, народныя рѣшенія и другіе политическіе письменные документы, даже акты важнѣйшихъ государственныхъ
судебныхъ процессовъ, какъ, напримѣръ, обвинительные акты противъ Ѳемистокла или Сократа, которые цитиро
вали столѣтіями позже. Наконецъ, здѣсь лежали контракты, заключенные государствомъ съ частными лицами, какъ,
напримѣръ, списки кораблей и корабельныхъ снастей морского вѣдомства, которые довѣрены были тріерархамъ 2), и оправдательные документы по исполненію росписи, какъ отчеты, инвентари и документы о различныхъ передачахъ чиновниковъ государства и культа. Позднѣе аѳинскій государственный архивъ сталъ принимать и документы частнаго характера, если они имѣли извѣстный обществен
ный интересъ. Это мы видимъ и во всѣхъ дошедшихъ до насъ многочисленныхъ архивахъ остальной Греціи, которые стали служить интересамъ частныхъ лицъ съ того времени, когда уже не было больше государствен
ныхъ актовъ, которые они должны были бы хранить. Такъ, на многихъ тысячахъ надгробныхъ надписей, особенно изъ Малой Азіи, можно прочитать слѣдующее: „Постано
1) Храмъ матери боговъ, богини Кибелы. Прим. ред.
2) Въ Аѳинахъ тріерархомъ называлось то лицо, которое обязано было
снарядить на свой счетъ для государства тріеру. ІГрим. ред.