Рукописныя книги во множествѣ продавались на торжищахъ. Но на ряду съ усиленіемъ книгописной деятельности и умноженіемъ книгъ возрастала ихъ неисправность. То по оплош
ности, то по невѣдѣнію или своемудрію переписчиковъ, даже въ богослужебныя книги про
никли многочисленныя ошибки, прилоги и разногласія.
Прибывшій въ Москву въ 1518 году Максимъ Грекъ, трудясь надъ переводомъ и исправленіемъ богослужебныхъ книгъ, обнаружилъ въ нихъ множество погрѣшностей даже противъ догматовъ вѣры. Объясняя причины такого растлѣнія книгъ церковныхъ, Максимъ прежде всего указалъ на многую грубость и нерадѣніе преписующихъ, ненаученыхъ сущихг и неискусныхъ въ разумѣ и хитрости гралта
тикійстѣй. Критическое отношеніе къ священнымъ книгамъ было для Русскихъ людей совершенною неожиданностію. Мысль о неисправности этихъ книгъ была признана ере
тическою и просвѣщенный святогорецъ былъ
заточенъ въ монастырѣ. На сколько сильна была вражда въ то время къ представителю книжнаго знанія и духовнаго просвѣщенія, видно изъ словъ митрополита Макарія, кото
рый писалъ Максиму: «узы твоя цѣлуемъ, яко единаго отъ святыхъ, пособити же тебѣ не можемъ ». Но прошло нѣсколько лѣтъ и въ пра
воте высказаннаго Максимомъ мнѣнія убѣдилось само Правительство. Въ 1551 году на Стоглавомъ соборѣ царь Іоаннъ Васильевичъ обратилъ вниманіе духовенства на то, какимъ искаженіямъ подвергаются священныя книги въ рукахъ невѣжественныхъ писцовъ, и потребо