Нельзя также не обратить вниманія и на то обстоятельство, что «клевретъ» и сотрудникъ Ивана Ѳедорова былъ родомъ изъ Мстиславля, принадлежавшаго тогда Литовской Руси 1).


Святителю Макарію, съ радостью благословившему начало книгопечатанія, не суждено было видѣть первой печатной книги. Онъ




скончался за два мѣсяца до выхода Апостола въ свѣтъ. Лишившись своего покровителя, наши первопечатники, несмотря на царское къ нимъ благоволеніе, напечатали только Часовникъ


1565 года и, вѣроятно, Евангеліе. Послѣ того они должны были, опасаясь за свою жизнь, искать спасенія «въ странахъ, для нихъ незнаемыхъ» 2). Многіе начальники, священно
священиыя книги, Евангеліе престольное, и Псалтыри, Апостолы и Часословы и Служебники и Учительныя Евангелія и Новые Завѣты многолѣтные Литовскихъ печатей, которые во святыхъ церквахъ пребываютъ лѣтъ по 20 и по 30 и по 40 и по 50 лѣтъ и больше безвыносно .
(Челобитн. Свѣшникова на воеводу Хрипунова съ Бѣлаозера, помѣщ. въ Библіографическихъ Запискахъ 1892 г. Да 2, стр. 111—113).
1) У Флетчера записано извѣстіе, что типографскій станокъ и литеры привезены въ Москву изъ Польши. Литовская Русь тогда находилась отъ Польши въ зависимости.
2) Московскіе первопечатники бѣжали въ Литовскіе предѣлы, которые были незнаемыми странами только для Ивана Ѳедорова. Послѣ трудовъ въ Заблудовѣ и Острогѣ онъ скончался во Львовѣ 5 декабря 1583 г., въ крайней бѣдности, хотя со славою «друкаря книгъ предъ тымъ невиданныхъ , какъ значилось на его надгробномъ памятникѣ, слѣпокъ съ коего имѣется въ Библіотекѣ Московской Синодальной Типографіи. Судь
ба Петра Мстиславца, основавшаго въ Вильнѣ типографію Мамоничей, неизвѣстна.