ненным. Экскурсии в природу—Крым, Кавказ. Волга—невольно выходят глубже. Общение с природой, море, горы, великие реки, захватывает молодежь, свежими волнами врывается в затхлую атмосферу школьной жизни, бодрит, заинтересовывает, поднимает.
И эти дальние школьные экскурсии, хотя и плохо, но все же двигают экскурсионное дело вперед, пропагандируя идею, есл и не педагогической ценности, то интересности и осуществимости подобных экскурсий.
Общее оживление школьной жизни со второй половины 90-х годов, стремлевие культурных слоев русского общества создать школу, близкую жизни, организация частных и общественных учебных заведений вне полицейской опеки министерства народного просвещения, с урезанными „правами14, но со свободными относительно программами, стремление в
методы преподавания ввести принцип наглядности вводят экскурсию в школьное преподавание и тем самым выдвигают на первый план местные экскурсии.

Тенишевское училище, гимназия М. Н. Стоюниной, Лесное коммерческое училище в Петрограде включают экскур

сии, местные и дальние, в общий план преподавания, как обязательную форму школьной работы, тесно связанную с
курсом данного предмета в данном классе. В Москве ряд частных и общественных школ (В В. Потоцкой, А. С. Ал
феровой, Общества преподавателей, Алексеевское коммер чѳское училище и другие) и казенная 5-ая гимназия, не вводя экскурсий непосредственно в систему классных уроков,
много, однако, уделяют времени и внимания экскурсионной работе в школе, организуя разного типа экскурсия, местные и дальние, но всегда с ясно поставленной педагогической задачей. Более серьезная постановка школьных экскурсий мало по малу начинается и в провинции.