Подобная постановка экскурсионного дела тесно связана с теоретическими вопросами. На школьных советах, в педагогических обществах усиленно идет разработка этих вопросов, и в 1910 году появляется блестящая книга „Школь
ные экскурсии , составленная группой преподавателей Петроградского Лесного коммерческого училища под редак
цией Б. Е. Райкова, Книга эта составляет эпоху в истории разработки теоретических вопросов экскурсионного дела, пропагандируя в широких учительских кругах идею необходимости экскурсионного метода в школьной работе.
Экскурсионный тариф 90 годов, понизив в четверо для экскурсантов стоимость проезда, сильно двигает вперед практику школьных экскурсий. Экскурсионное дело растет и крепнет. В 1907 и 1908 г. г. по инициативе В. Н. Бобрин
ской возникают в Москве две экскурсионные организации, ставящие себе целью: одна—познакомить русских учителей, преимущественно сельских и городских школ, со своей родиной—„Экскурсии по России при Российском обществе туристов; другая—с западными странами и их культурой— „Экскурсионная комиссия при Учебном отделе О.Р.Т.З.* Работа этих двух тесно между собою связанных органи
заций вводит в круг экскурсионных интересов и проблем тысячи русского учительства с одной стороны, с другой, естественно вызывает постановку вопросов методики внешкольных экскурсий. И казенная школа ко второму деся
тилетию XX в. в лице ее оффициальных руководителей начинает втягиваться в растущую экскурсионную волну. При Московском Учебном Округе в 1910 году возникает особая экскурсионная комиссия, в 1916 г. созывается со
вещание директоров гимназий Округа, где оффициально ставится вопрос о желательности экскурсионной работы в школе на местном материале.