Уменье видеть, как историческое восприятие, заключается в следующем. Во первых, уменье найти в экскурсионном об‘- екте типические черты и особенности историко культурного характера, Эта задача может быть я элементарно проста, доступна для школьника I ступени—определить материал, из которого построен дом—н постепенно усложняя ь, по
требовать от экскурсанта и серьозных знаний, и большого уменья „вид ть“; например в решении вопроса: по стилю определить годы постройки данного дома. Во вторых, надо уметь определять наслоения в экскурсионном об екте, сделанные временем, определить его эволюцию. Эта задача мо
жет быть также и очень простой, и очень сложной. И в третьих, наконец, надо уметь находить исторические факты в монументальных и музейных исторических памятниках— задача, всегда требующая больших знаний и навыков.
Следующая характерная черта экскурсионной работы— моторное восприятие.
Я не считаю, что этот тип восприятия является основой экскурсионного метода восприятия, потому что могут быть


правильно методически построенные и ведомые экскурсии, где моторная деятельность экскурсанта будет очень на зад




нем плане. Таковы экскурсии с одного места, например с


колокольни, где движения, как такового, нет, а есть лишь аккомодация глаза при переносе взгляда с одного предмета на другой. Но часто бывают такие экскурсионные моменты,
где полное восприятие об ектов экскурсии невозможно без правильно-организованного движения экскурсантов.
Чтобы школьник, изучающий начало Москвы, конкретнее и яснее воспринял размеры и характер Московского кремля XII в., недостаточно показать то место, которое занимал этот кремль, необходимо все это место обойти по линии стен древней Москвы. Эти 8 —10 минут движения необы