чайно ясно и четко дадут почувствовать и понять экскурсантам Москву XII века.
Другой цример. Как выигрывает в историческом понимании город или монастырь, который вы впервые видите, если к нему подойти издали пешком! Если под ехать к Владимиру па Клязьме из Боголюбова по железной дороге и прямо с
вокзала попасть в центр города, то очень трудно, я бы сказал, невозможно почувствовать исторические слагаемые этого города. Другое дело, когда вы из того же Боголюбова
идете по Владимирке пешком. В процессе вашего днижения мало по малу раскрывается город. Над городом господству
ют сияющие белизной соборы XII —XIII века, Успенский и Дмитровский. Ясно вырисовывается цепь холмов, вершину которых занимал древний город. Равнина, по которой вы идете, которую вы чувствуете своими ногами, говорит вам о легкости передвижения по ней, и о легкости славян
ской колонизации в этом крае, и о легкости набегов для татарской конницы. И все эти впечатления, полученные вами в процессе движения раскроют ряд страниц истории города, к которому вы подходите.
Чтобы экскурсанты живо почувствовали нервный и волнующий ритм барокко, предложите, стоя на месте, обвести рукой по воздуху линии барочного наличника, скажем, ц. Николы Большой крест. Зрительное впечатление разорван
ности линий, их тревоги очень усилится от этого приема, углубится и понимание стиля, созданною бурной в религиозной области эпохой последней трети XVII века.
В области эстетических переживаний моторное восприятие иногда незаменимо.


Руководителю надо дать почувствовать торжественную мощь Московского Успенского собора. Пусть он с группой остановится у входа на соборную площадку с южной сто