Экскурсия Н. А. Гейнике „Культурный перелом конца ХУІІ веьа“ (Часть II) требует от экскурсанта определенных
историчес их знаний. Экскурсию В. А. Бакушинского „Из истории античной культуры“ (часть III) можно вести с группой с достаточным историческим образованием и эстетическим развитием.
Разнообразно в наших описаниях экскурсий и использование материала.
Там, где материал этот дает бесспорные и ясные исторические наблюдения, хорошо освещен в доступной для чита
теля литературе, там мы не даем описания этого материала; таконы, например, экскурсии по Историческиму музею. Обратно, экскурсии па Москве в большинстве описывают памятники,

на которых они построены, т. к. многие из этих памятников сложны для исторических наблюдений начин ющего руко

водителя, или же не могут быть изучены на основании литературного материала, или за его неимением, или же из
за его малой доступности, требующей кропотливых и специальных справок.
По техническим условиям книга наша разбита на 3 части. Первая содержит вводную статью, о которой мы говорили, и 5 экскурсий по Историческому музою, освещающих ряд фактов русской истории, начиная с каменного века и кончая киевской Русью.
Часть вторая построена па материале Москвы, и темы экскурсий, помещенных в ней, охватывают период с XII до половины XIX века. В третьей даны топографические эк
скурсии но Москве, экскурсии по подмосковным, и экскурсии по Музею изящных искусств.
Разнообразие по степени популярности экскурсии в большинстве расчитаны на школьников, преимущественно II ступени; все они носят характер примерный и поддаются