Городища служили во времена язычества мѣстомъ для поклоненія божествамъ, а также и для пиршествъ, ихъ сопровождавшихъ. Они
строились всегда въ глухой мѣстности и окапывались землянымъ валомъ, потому что въ случаѣ опасности, населеніе укрывало въ нихъ свои пожитки. Городища были разбросаны по всей Руси и находи
лись на извѣстномъ разстояніи одно отъ другаго. Такое городище должно было быть въ Кремлѣ, при впаденіи рѣчки Неглинной въ Москву. Въ 11 -ти верстахъ отъ него, въ селѣ Кунцевѣ, остались и до сихъ поръ еще слѣды городища, на которомъ, по введеніи христіанства, была поставлена церковь Покрова Богородицы, ушедшая, по преданію, въ землю. Такія же городища были: на Яузѣ, гдѣ теперь Андроньевъ монастырь, на Вшивой горкѣ, гдѣ церковь Никиты мученика, и на Лыщиковой горѣ, близь Таганской площади, гдѣ находится церковь Покрова Богородицы.
Отдаленная древность поселенія на мѣстѣ Москвы подтверждается открытыми памятниками въ Кремлѣ, гдѣ при раскопкѣ земли по случаю постройки большаго дворца, были найдены курганные серебряные обручи и серьги, а на мѣстѣ храма Христа Спасителя древнія арабскія монеты, изъ которыхъ одна 862 г.
Между первымъ и вторымъ лѣтописнымъ извѣстіемъ о Москвѣ — объ обѣдѣ князя и о нашествіи Батыя, о которомъ будетъ сказано далѣе, — нѣтъ подробныхъ свѣденій о томъ, что происходило въ ней. Но вотъ какою она представляется по изслѣдованіямъ новѣйшихъ ученыхъ.
Первою основою Москвы былъ княжій дворъ, представлявшій собою обширную помѣщичью усадьбу, стоящую среди деревень и слободъ.
Когда князья переѣхали въ Москву на постоянное житье, то конечно городъ сталъ обстроиваться и распространяться.
Княжій дворъ находился на высокомъ холму при Москвѣ рѣкѣ, недалеко отъ впаденія въ нее рѣчки Неглиниой, приблизительно тамъ же, гдѣ и теперь помѣщается дворецъ.
Въ наши дни холмъ этотъ не представляется уже такимъ возвышеннымъ, потому что его нѣсколько разъ сравнивали и срывали. Но еще за 70 лѣтъ до нашего времени, на него съ трудомъ можно было въѣзжать или всходить.
Онъ былъ покрытъ густымъ боромъ, шедшимъ черезъ нынѣшній холмъ Китай-города, и далѣе по Лубянкѣ, Мясницкой, Покровкѣ, вплоть до самаго бугра, на которомъ стоитъ Ивановскій монастырь, и даже далѣе, до прибрежья Яузы. Это подтверждается существую
щими до сихъ поръ названіями: Боровиикихъ воротъ, и дворцовой церкви Спаса на Бору. Тутъ же стояла и другая церковь, Рождества Іоанна Предтечи на Бору, о которой лѣтописецъ говоритъ, что она была первымъ древнѣйшимъ соборнымъ храмомъ Москвы, и церковь