Передъ епископомъ въ позолоченной ризѣ, передъ монахомъ, облаченнымъ въ звѣриныя шкуры, худымъ, „нзможденнымъ и „болѣе покрытымъ грязью и пятнами, чѣмъ хамелеонъ“, новообращенный въ христіанство германецъ испытывалъ такой же страхъ, какъ и передъ колдуномъ. Въ часы отдохновенія, послѣ охоты или пьян
ства, въ душѣ германца возникаетъ смутное предчувствіе чего-то неизвѣстнаго, таинственнаго, грандіознаго, неясное сознаніе какого-то невѣдомаго правосудія, зачатки котораго были у него- уже тогда, когда онъ находился въ своихъ лѣсахъ по ту сторону Рейна и которое теперь вы
ражается у него внезапною тревогой и угрожающими полувидѣніями. Въ тотъ моментъ, когда онъ собирался осквернить святилище, онъ вдругъ спрашивалъ себя, не падетъ ли онъ на его порогѣ, пораженный головокруженіемъ и со скрученной шеей? Убѣжденный въ этомъ своимъ собственнымъ смущеніемъ, и напуган
ный этой мыслью онъ останавливается на порогѣ, и, такимъ образомъ, земля, деревня, городъ, состоящіе подъ охраною священника, получаютъ отъ него пощаду. Если же животная ярость гнѣва дикаря или его первобытная алчность и толкаютъ его на убійства и грабежи, то потомъ, послѣ удовлетворенія этихъ инстинктовъ, въ дни бѣдствій или болѣзни, онъ начинаетъ раскаиваться и по совѣту своей жены или любовницы, возвращаетъ церк
ви награбленное добро вдвойнѣ, вдесятеро и даже во сто разъ и одаряетъ духовенство подарками и льго
тами; *) такимъ образомъ, по всей территоріи, духовенство оберегаетъ и расширяетъ свои убѣжища для побѣжденныхъ и угнетенныхъ, и вотъ наступаетъ время, когда среди военныхъ вождей съ длинными волосами, рядомъ съ королями, облаченными въ мѣха, возсѣдаютъ- въ собраніяхъ и епископъ въ митрѣ, и аббатъ съ бритымъ теменемъ, такъ какъ только они одни умѣютъ держать перо въ рукахъиразсуждать. Въ качествѣ секре
тарей, совѣтниковъ, богослововъ, они участвуютъ въ изданіи королевскихъ указовъ, въ управленіи, и черезъ по
средство самого правительства, ста
*) Напримѣръ, такъ поступишь король Хильперикъ, по совѣту Фредегонды, послѣ смерти всѣхъ своихъ дѣтей.
раются ввести немного порядка въ существующей громадный безпорядокъ, сдѣлать законы болѣе разумными и болѣе человѣчными; возстановить и поддержать благочестіе, об
разование, правосудіе, собственность и, въ особенности, бракъ. Безъ сомнѣиія ихъ вліянію мы обязаны существованіемъ той полиціи, хотя и несовершенной и непостоянной, кото
рая не допустила все-таки Европу превратиться въ монгольскую анархію. Если духовенство и оказываетъ свое давленіе на принцевъ до самаго кон
ца XII вѣка, то лишь для того, чтобы обуздать въ нихъ и въ низшихъ народныхъ классахъ звѣрскіе аппетиты, возмущенія плоти и крови, возвращеніе къ приступамъ неудержимой яро
сти, которые разрушаютъ общество. Въ своихъ же церквахъ и въ своихъ монастыряхъ духовенство сохраняло всѣ старинныя пріобрѣтенія человѣческаго рода: латинскій языкъ, христіанскую литературу и богословскую науку, часть языческой литературы и науки, архитектуру, скульптуру, жи
вопись, искусства и промышленность и наиболѣе драгоцѣнные изъ ремеслъ доставляющихъ человѣку хлѣбъ, одеж
ду и жилище, и, главнымъ образомъ, то, что составляетъ самое лучшее изъ человѣческихъ пріобрѣтеній, всего болѣе противорѣчащее бродячимъ инстинктамъ варвара, склоннаго къ грабежамъ и лѣниваго, а именно:
привычка и любовь къ труду. Въ обезлюдѣвшихъ деревняхъ, вслѣдствіе поборовъ римскихъ начальниковъ, возстаній, нашествія германцевъ и набѣговъ разбойниковъ, бенедиктинскій монахъ строитъ свою хижину изъ вѣтвей среди кустовъ ежевики и терновника, а вокругъ нея огромныя пространства, нѣкогда воздѣланной, земли, представляютъ не болѣе какъ пустынныя заросли. Съ помощью своихъ спутниковъ, монахъ расчищаетъ лѣсъ и строитъ жилище; приручаетъ полудикихъ животныхъ, устраиваетъ ферму, мельницу, куз
ницу, печь для хлѣбовъ и мастерскія для изготовленія обуви и одежды. Согласно своему правилу, онъ, каж
дый день читаетъ въ теченіе двухъ часовъ; семь часовъ онъ занимается ручнымъ трудомъ и ѣстъ, и пьетъ не болѣе того, что строго необходимо для поддержанія его жизни. Своимъ разумнымъ, добровольнымъ и сознатель