тѣмъ, всѣ полезныя вещи, исполненныя по приказанію короля или же развившіяся подъ его покровительствомъ: дороги, пристани, каналы, пріюты, университеты, академіи, благо
творительныя учреждения, богадѣльни, воспитательныя, научныя, про
мышленныя и торговыя заведенія,— все это носило на себѣ отпечатокъ его величія и выставляло его благодѣтелемъ общества. Подобныя услуги, конечно, требовали и соотвѣтствующа
го вознагражденія и поэтому всѣми было признано, что король отъ отца къ сыну, вступаетъ какъ бы въ бракъ съ Франціей и что она дѣйствуетъ только черезъ него, а онъ дѣйствуетъ для нея. Какъ воспоминанія древности, такъ и интересы настоящаго толь
ко способствовали утвержденію этого союза. Церковь освящаетъ его въ Реймсѣ, во время коронаціи, причемъ устанавливается нѣчто вродѣ восьмого таинства, сопровождаемаго леген
дами и чудесами и король дѣлается помазанникомъ Божіимъ. Дворяне,
подъ вліяніемъ древняго инстинкта военной вѣрности, стали смотрѣть на себя, какъ на стражу короля и по
этому—то 10 августа, они ради него отправились на смерть на лѣстницѣ его дворца. Король, слѣдовательно, яв
ляется ихъ природнымъ главнокомандующимъ, а народъ до 1789 года бу
детъ видѣть въ немъ защитника угнетенныхъ, охранителя правъ, покрови
теля слабыхъ, первосвященника и прибѣжище всѣхъ. Въ началѣ царствованія Людовика XVI, крики: да .здрав
ствуетъ король! начинавшіеся въ шесть часовъ утра, почти не прерывались до самаго вечера . Когда ро
дился дофинъ (наслѣдникъ престола), то радость Франціи была настоящею семейною радостью, „незнакомые лю
ди останавливались на улицахъ и заговаривали другъ съ другомъ, а знакомые обнимались . 1) Всѣ, подъ впечатлѣніемъ смутной традиціи и почтенія, существующаго съ незапамятныхъ временъ, чувствовали, что
1) Въ 1785 г. одинъ англичанинъ, пріѣхавшій во Францію, хвалилъ политическую свободу, существующую въ его странѣ. Фран
цузы же въ отвѣтъ упрекали англичанъ за то, что они обезглавили Карла I и „похваля
лись тѣмъ, что сами всегда питали къ своему королю непоколебимую привязанность, вѣрность и почтеніе, которыхъ не могли пошат
нуть никакія излишества и никакая суровость съ его стороны .
Франція представляетъ корабль, выстроенный руками королей и ихъ пред
ковъ и на этомъ основаніи король могъ считать Францію своею при
надлежностью и имѣть на нее такія же права, какія имѣетъ пассажиръ ко
рабля на свой багажъ. Долгъ каждаго на этомъ кораблѣ заключался въ томъ, чтобы осторожно и внимательно вести его по морю, такъ какъ на этомъ великолѣпномъ суднѣ находится, подъ флагомъ короля, все обществен
ное достояніе. Подъ вліяніемъ такой идеи королю было предоставлено все; прежніе же властители, подчиняясь его силѣ или же по доброй волѣ, пре
вратились въ обломокъ, въ призракъ былогогвеличія или дажепростоевоспоминапіе. Дворяне сдѣлались его офицерами и придворными. Послѣ кон
кордата (соглашенія съ Папой), онъ уже самъ сталъ назначать чиновъ церкви. Генеральные штаты не созывались въ теченіе ста семидесяти пяти лѣтъ; провинціальные же суще
ствовали только для распредѣленія налоговъ, а парламенты подвергались изгнанію, лишь только они осмѣливались дѣлать какія либо заявленія.
Посредствомъ своего совѣта, своихъ интендантовъ, своихъ субделегатовъ,
король вмѣшивался во всѣ мельчайшія мѣстныя дѣла. У короля было 177 милліоновъ дохода. Онъ распредѣлялъ также половину доходовъ ду
ховенства. Въ концѣ концовъ онъ сталъ неограниченнымъ хозяиномъ страны и самъ заявлялъ это. 1) Помѣстья, освобожденіе отъ налоговъ, удовлетвореніе честолюбія и остатки юридическихъ правъ и мѣстной вла
сти—вотъ все, что осталось у прежнихъ соперниковъ короля, но взамѣнъ того они стали пользоваться его предпочтеніемъ и его милостями. Такова вкратцѣ исторія привилегированныхъ г.г. духовенства, дворянства и короля. Надо ее вспомнить, чтобы понять положеніе этихъ клас
1) Отвѣтъ Людовига XV Парижскому парламенту 3-го марта 1756 г. въ судебномъ засѣданіи: „Только въ одномъ моемъ лицѣ за
ключается верховная власть... Одному мнѣ принадлежитъ законодательная власть, безъ зависимости и безъ раздѣленія. Весь обще
ственный порядокъ исходить отъ меня; я его
верховный хранитель. Мой народъ составляетъ со мною одно; нрава и интересы націи, изъ которыхъ осмѣливаются дѣлать нѣчто отдѣльное отъ монарха, неизбѣжно соединены съ моими и находятся только въ монхъ рукахъ .