смерти имѣютъ заботу о своихъ родичахъ, а потому молились имъ. Молились, напримѣръ, Чуру или Щуру, что значитъ дѣдъ, прадѣдъ; слово это не забылось у насъ и доселѣ. Когда кто боится не
чистой силы, то говоритъ: «чуръ меня», т. е. зоветъ себѣ Щура на защиту, самъ того не разумѣя.
Чуръ и домовой почти одно и то же; только древ
ніе Славяне считали домового за старика добраго и не боялись его.
Славяне думали, что души усопшихъ воскресали всякую весну и бродили по землѣ; поэтому съ весны начинали ихъ поминать, ѣли олины — поми
нальное кушанье — и вѣрили, что покойники ѣдятъ тутъ же. Да и теперь у насъ многіе думаютъ, будто въ святки души умершихъ ходятъ по землѣ;
также какъ въ старину мы ѣдимъ блины; иные поливаютъ могилы виномъ, кладутъ на нихъ для
покойниковъ разную снѣдь, зарываютъ красныя яйца. Предки наши вѣрили въ русалокъ, думали, что онѣ —души умершихъ, которыя весною выходятъ изъ могилъ на свѣтлое солнышко и водятъ хороводы. Въ честь ихъ заводили разныя игры,
переряживались, надѣвали маски, личины. Главнымъ праздникомъ русалокъ былъ Семикъ; въ это время справляли имъ какъ будто проводы въ могилу. Вѣрятъ въ русалокъ и до сей поры, и те
перь около Троицына дня празднуютъ Семикъ, и теперь думаютъ, что русалки — души усопшихъ, только не всѣхъ, а младенцевъ некрещенныхъ.
Про русалокъ и теперь разсказываютъ, будто онѣ бѣгаютъ по полямъ и приговариваютъ: «бухъ, бухъ,