ея, то доливали рѣчною. Пѣвчіе въ это время начинали пѣть стихиры, и освященіе воды соверша
лось по чину. Когда, послѣ Евапгелія, патріархъ читалъ молитву надъ водою и въ этой молитвѣ подходилъ къ моленію „о царѣ и о царицѣ и о чадѣхъ , то онъ, взявъ въ руку крестъ, обра
щался лицомъ къ царю и, осѣняя его крестомъ, молился о немъ. Для погруженія креста патріархъ становился на колодѣ и, освящая воду, держалъ крестъ на востокъ, „не обращая къ себѣ“. При этомъ погруженіи патріархъ самъ съ сослужившими
архіереями дважды пѣлъ тропарь праздника, а въ третій разъ пѣлъ его соборный протопопъ съ клю
чарями. Освятивъ воду, патріархъ погружалъ въ нее свѣчи государевы и мірскія, наливалъ двѣ кружки водою и посылалъ ихъ одну во дворецъ къ Государю, а другую къ себѣ въ келью, „къ завтрею , причащаться послѣ обѣдни, и раздавалъ воду пароду. Послѣ этого, наливъ воды на мису, кропилъ ею алтарь и всю церковь и, возврати
вшись на свое мѣсто, причащался самъ святой воды изъ кратира, причащалъ ею царя, властей и весь
народъ. Для этого патріархъ самъ становился на главномъ амвонѣ, а сослужившіе съ нимъ архіереи
и архимандриты въ другихъ мѣстахъ собора давали каждому причащаться св. воды изъ кратировъ „по единожды . За нричащеніемъ слѣдовало благословеніе всѣхъ крестомъ и окропленіе св. водою. Въ это время пѣвчіе много разъ пѣли тропарь праздника.
По окончаніи богослуженія понамари ставили на
амвонѣ аналой съ иконою праздника, а посрединѣ