собора подсвѣчникъ; пѣвчіе выходили на средину и пѣли тропарь и кондакъ, а протодіаконъ возглашалъ многолѣтіе царю и всему его дому. Патріархъ выходилъ изъ Царскихъ дверей къ царю и здравствовалъ ему со властями своими, а послѣ нихъ здравствовали царю бояре. Протодіаконъ возглашалъ многолѣтіе патріарху, и патріарху здрав
ствовали власти, потомъ царь и бояре. Этимъ и оканчивалась служба въ соборѣ. Царь получалъ благословеніе отъ патріарха и возвращался къ себѣ
во дворецъ, а патріарху еще особо здравствовали въ алтарѣ соборяне во главѣ со своимъ протопопомъ.
Въ самый Богоявленіевъ день водоосвященіе совершалось еще разъ, но уже не въ соборѣ, а на Москвѣ-рѣкѣ, предъ Тайницкими воротами. Крест
ный ходъ на воду отличался такимъ блескомъ и великолѣпіемъ, какъ ни одинъ другой. Въ немъ
принималъ участіе самъ патріархъ вмѣстѣ съ многочисленнымъ духовенствомъ, окруженный возможнымъ церковнымъ благолѣпіемъ; въ немъ и царь являлся народу въ полномъ блескѣ своего сана, со
всѣмъ великолѣпіемъ и пышностію. Посмотрѣть на этотъ ходъ и на торжественный обрядъ освященія воды патріархомъ на Москвѣ-рѣкѣ съѣзжались въ Москву русскіе люди со всего государства, почему и стеченіе народа въ этотъ день было необыкновенное.
На Москвѣ-рѣкѣ, предъ Тайницкими воротами, гдѣ должно было происходить освященіе воды,
устраивалась высокая красивая сѣнь, на четырехъ колоннахъ, съ расписнымъ карнизомъ и золоченымъ