ходя мимо него, патріархъ осѣнялъ его крестомъ, а духовенство чествовало поклонами. За патріархомъ слѣдовалъ царь со своею нарядною свитою,
по три человѣка въ рядъ. Впереди шли дьяки и тѣ служилые люди, которые были въ бархатныхъ кафганахъ; за ними дворяне, стряпчіе, стольники въ золотыхъ кафтанахъ и наконецъ ближніе люди въ богатыхъ шубахъ. Самъ государь шелъ въ боль
шомъ царскомъ нарядѣ. Сверхъ зипуна и богатѣйшаго становаго кафтана на немъ было царское платье изъ дорогой золотой матеріи, съ жемчужнымъ кружевомъ, усыпаннымъ драгоцѣнными каменьями. Царскій вѣнецъ блестѣлъ алмазами, изу
мрудами, яхонтами; плечи гѳсударя покрывали великолѣпныя бармы; на груди его, на золотой цѣпи, былъ крестъ, а въ правой рукѣ жезлъ, укра
шенный золотомъ и каменьями. Подъ руки поддерживали государя двое стольниковъ.
Когда крестный ходъ приближался къ Тайницкимъ воротамъ, впередъ отправлялись ключари и кропили святою водою путь, іордань и мѣста цар
ское и патріаршее. Съ собою же они приносили въ ковчегѣ крестъ жемчужный для погруженія, а большой золотой, который несъ патріархъ на главѣ, не погружали. У іордани, на трехъ апалояхъ, они размѣщали иконы: на среднемъ полагали крестъ
и Евангеліе, крестъ на мисѣ, на правомъ—иконы Предтечи, Николая Чудотворца и др., на лѣвомъ—
Влахернскія Богородицы, московскихъ чудотворцевъ и въ томъ числѣ Сергія и др. Соборные діаконы очищали ледъ на іордани сѣткою, обшитою краснымъ сукномъ.