богослуженія на Рождество Христово совершенно сходенъ съ чиномъ богослуженія на Крещеніе, не исключая и сочельниковъ наканунѣ того и другаго.
Обычай освящать воду въ Богоявленіе точно такъ же ведетъ свое начало со временъ глубокой древности, „отъ апостольскаго преданія, по преем
ству въ тайнѣ , по выраженію св. Василія Великаго. Впервые онъ явился въ Церкви іерусалимской,
гдѣ было обыкновеніе выходить на рѣку Іорданъ для воспоминанія крещеніа Спасителя и совершать
тамъ водосвятіе. Въ древности же началось и благоговѣйное отношеніе христіанъ къ богоявленской водѣ, которая, по замѣчанію Златоуста, не пор
тится отъ продолженія времени, но, почерпнутая нынѣ, цѣлый годъ, а часто два и три года, остается свѣжею и неповрежденною.
Въ Москвѣ праздникъ Богоявленія совершался въ XYII вѣкѣ съ необыкновенною торжественностію, благодаря участію въ службахъ патріарха и присутствію даря.
Наканунѣ, въ навечеріе, царскіе часы совершались обыкновенно въ Успенскомъ соборѣ, и ихъ читалъ соборный діаконъ въ стихарѣ. Патріархъ не служилъ часовъ, но непремѣнно присутствовалъ при совершеніи ихъ. Поэтому торжественное совершеніе часовъ переносилось иногда въ Крестовую патріаршую церковь, когда въ соборѣ „студено было“ *). Порядокъ службы не отличался отъ со
*) По той же причинѣ на Богоявленіе употребляли сосуды средніе, „а золотыхъ для того нѳ выносятъ, что въ нихъ грѣть нельзя: мусія портится отъ жару, и впредь зимою ихъ не выносятъ къ службѣ“.