справками, какъ теперь обращаются къ городовымъ, совершенно сознавая, что они лишь живыя «пугала» для злыхъ и для добрыхъ, спеціально при
способленные для того, чтобы на улицахъ чувствовалась публикой и была
бы воочію видна власть предержащая» 1). Наиболѣе распространенной мѣрой административнаго воздѣйствія была, конечно, ручная расправа, — «фи
зическое порицаніе». Особенно воевала полиція съ безконечными обозами, подвозившими къ Москвѣ хлѣбъ, и длинной цѣпью возовъ и саней затруднявшихъ уличное движеніе. Ночью будочники окликали прохожихъ и на вопросъ «кто идетъ?» надо было отвѣчать—«обыватель!» Иначе забирали въ часть 2).
Патріархальностыо и своеобразіемъ отличалась вся уличная жизнь. На бульварахъ мальчишки играли въ бабки, но впослѣдствіи администрація запретила это развлеченіе. По главнымъ улицамъ сновали безчисленные разносчики: греки торговали халвой и рахатъ-лукумомъ; расхвали
вали на затѣйливые голоса свой товаръ продавцы кваса, саекъ, леденцовъ и т. п. Извозчики—«ваньки», одѣтые въ простые армяки и въ высокихъ поярковыхъ шляпахъ «гречникомъ», безъ павлиньихъ перьевъ и другихъ украшеній, отличались дешевизной: за 15—20 копеекъ охотно везли пару сѣдоковъ черезъ всю Москву, обычный же «конецъ» оплачивался 5 ко
пейками. Зимой «ваньки» выѣзжали на саняхъ безъ полости, а лѣтомъ на оригинальныхъ дрожкахъ, называвшихся «калибрами» или «гитарами».
Этотъ своеобразный московскій экипажъ, дѣйствительно, напоминалъ по формѣ гитару. Узкія дроги на стоячихъ рессорахъ вмѣщали двухъ пассажировъ. Для соблюденія равновѣсія и въ виду узости сидѣнія садились съ
разныхъ сторонъ, каждый лицомъ къ улицѣ. Очень удобно было ѣздить на гитарѣ, сѣвъ верхомъ, лицомъ къ извозчику.
Въ царскіе дни торжественно звонили въ колокола, а вечеромъ зажигали «плошки» съ гусинымъ саломъ, чадившія и дававшія густыя облака дыма, не соотвѣтствующія торжественнымъ огнямъ иллюминаціи. По воскреснымъ днямъ по улицамъ Москвы часто тянулись, направляясь на кон
ную площадь за Москву-рѣку, позорныя колесницы съ лишенными правъ и состоянія для совершенія обряда «публичной казни», т.-е. лишенія гражданскихъ правъ, званія и т. п.
II.
Вольшимъ своеобразіемъ отличались въ старой Москвѣ лавки, ряды и торговые нравы. Средоточіемъ торговли былъ «Городъ» съ его рядами и Кузнецкіи мостъ, при чемъ на Кузнецкомъ находились иностранные ма
газины, упрочившіеся тамъ еще до французскаго нашествія. Раздѣленіе торговыхъ отраслей не было строго проведено и часто въ одной и той же лавкѣ продавались совершенно несовмѣстимые товары. Такъ, напри
мѣръ, табачныя лавки назывались «музыкальными», потому что въ нихъ продавались гармоніи, гитары, струны, а также и маски. Иностранныя лавки на Кузнецкомъ мосту не дѣлились по спеціальностямъ и продавали
1) «Р. Вѣдомости» 1911 г., № 153.
2) П. Щукинъ. Воспоминанія, ч. I. М. 1911 г.