Въ послѣдніе годы, благодаря развитію трамвайной сѣти, сильно уменьшилось движеніе на улицахъ. Усилился темпъ его, но людей какъ-то стало меньше, нѣтъ прежней сутулоки на тротуарахъ и перекресткахъ.
Сократилось не только количество пѣшеходовъ, но и экипажей, опятьтаки отчасти благодаря трамваямъ, но въ большей степени благодаря автомобилямъ. Быстро проносящіеся автомобили не загромождаютъ улицъ, прежніе же купеческіе выѣзды—пары и тройки, создавали на узкихъ московскихъ улицахъ невозможную сумятицу. Въ центрѣ города движеніе сократилось также и оттого, что Москва за послѣдніе годы замѣтно децентрализовалась. Раньше всѣ магазины и учрежденія жались къ центру,
теперь они раскинулись на весь городъ, образовавъ нѣсколько торговыхъ раионовъ: Арбатъ, Нѣмецкая, Пятницкая, Долгоруковская, Большая Грузинская и т. д.
Торговыя улицы Москвы мѣняются сильно за послѣдніе годы благодаря нарождающемуся новому типу магазиновъ и вывѣсокъ. На смѣну скромной, не стремящейся привлечь покупателя роскошью и изяществомъ, лавкѣ приходитъ великолѣпный магазинъ съ зеркальными стеклами во всю стѣну, съ изысканной выставкой, съ строгимъ и чиннымъ распорядкомъ. Прежняя лавка не стремилась ослѣпить. покупателя, опьянить его блескомъ товаровъ, разнообразіемъ, богатствомъ выбора, отъ котораго въ головѣ
поднимается туманъ; дешевизна и добротность товара, хорошая репутація фирмы — таковы торговые козыри лавки. Магазинъ основанъ на умномъ психологическомъ расчетѣ: его холодное великолѣпіе бьетъ на эффектъ, импонируетъ и производитъ впечатлѣніе одной своей внѣшней стороной.
Лавочникъ входитъ въ общеніе съ покупателемъ, торгуется, расхваливаетъ товаръ, споритъ, заговариваетъ покупателя; магазинъ функціонируетъ, какъ машина, приказчики — галантные автоматы и коммерческая сдѣлка совершается съ бездушной точностью и спокойствіемъ. Теперь всюду «Ргіх fixe» и холодное спокойствіе...
Разница между прежней лавкой и теперешнимъ магазиномъ не случайное явленіе. Въ ней отзвукъ двухъ смѣняющихся бытовыхъ укладовъ: съ колоссальными домами, съ трамваями и автомобилями, вообще съ воцареніемъ машины уходитъ изъ жизни прежнее добродушіе, общительность, милая безпорядочность и свобода: ходъ жизни дисциплинируется, заковы
вается въ желѣзныя рамки машиннаго темпа. Магазины господствуютъ на центральныхъ улицахъ Москвы: ими заполоненъ Кузнецкій Мостъ, Тверская, Петровка и т. д. Въ глухихъ частяхъ города до сихъ поръ преобладаем лавка.
Лавка и магазинъ не остаются безъ вліянія на внѣшній видъ улицъ. Старая дѣловая вывѣска, только извѣщающая и ничѣмъ не старающаяся привлечь вниманіе, обычно—черная съ золотыми буквами, смѣняется крикливои и пестрой рекламой. Эти вывѣски новаго типа, тѣснящіяся надъ окнами магазиновъ, на кронштейнахъ, надъ тротуарами, на пустынныхъ стѣнахъ высокихъ домовъ, на крышахъ, придаютъ улицѣ какой-то шумный, говорливый видъ. Отовсюду видны ихъ яркія, бьющія глазъ и невольно привлекающия вниманіе, краски, затѣйливыя изображенія, шуточныя