въ разносъ, продающіе весьма сомнительные товары, берутъ нѣсколько меньше въ сравненіи съ лавочными цѣнами...
По всѣмъ частямъ Москвы, кромѣ богатыхъ и торговыхъ улицъ, расхаживаютъ торговцы мясомъ, печенкой, телячьими ножками. Товаръ ихъ разложенъ на весьма сомнительной чистоты деревянномъ лоткѣ, при
крыть грязнымъ холстомъ, темнымъ отъ крови и пыли. Иногда, присѣвъ на тумбу въ какомъ-нибудь пустынномъ переулкѣ, разносчикъ тутъ же на улицѣ рубитъ и перекладываетъ свой товаръ. Для занятыхъ хозяекъ имѣетъ значеніе и то, что продавецъ самъ приходитъ, и такимъ оброзомъ не нужно тратить времени на хожденіе по лавкамъ.
Нѣкоторои безшабашностью москвичей, не умѣющихъ строго планомѣрно вести свое хозяйство, объясняется и то обиліе возможныхъ торговцевъ-разносчиковъ, которое заполняетъ всѣ московскія улицы. Лимоны, апельсины, яблоки, папиросы, книги, шнурки и мазь для обуви, открытки, стаканы, носки и чулки, носовые платки — все это успѣшно продается на улицахъ юркими молодцами, хотя въ любомъ сосѣднемъ магазинѣ можно пріобрѣсти съ такимъ же успѣхомъ за одинаковую цѣну. Въ магазинъ нужно заходить молчаливо соображаетъ лѣнивый обыватель, а здѣсь на улицѣ мимоходомъ можно сдѣлать всѣ покупки...
Ни въ одномъ русскомъ городѣ нѣтъ такой массы трактировъ всѣхъ 3-хъ разрядовъ, пивныхъ и ночныхъ чайныхъ. Въ Москвѣ еще держится сіарыи русскій трактиръ съ заводной «машиной», съ канарейками у по
толка, съ половыми въ бѣлыхъ полотняныхъ одѣяніяхъ, при видѣ котораго вспоминается «Доходное мѣсто» Островскаго. Но «чистый» трактиръ
уже замѣтно европеизируется, превращаясь въ ресторанъ, а трактиръ низшаго разряда принимаетъ слишкомъ пьяный и неопрятный видъ. Средняя и «нижесредняя» публика — небогатая интеллигенція, мелкое купечество и чиновничество, переходитъ на сторону ресторановъ и трактиры посѣщаются только наиболѣе демократичными слоями населенія и особенно извозчиками. «Пивная лавка» не представляетъ никакого бытового инте
реса. Гораздо характернѣе «ночная чайная», открывающаяся вечеромъ и функционирующая всю ночь. При большихъ «ночныхъ» есть ночлежныя отдѣленія, посѣщаемыя болѣе чистой, чѣмъ въ ночлежныхъ домахъ, въ большинствѣ случайно и временно оставшейся безъ крова публикой. Въ ночныхъ чайныхъ проводятъ время ночные извозчики, рабочіе въ ожи
даніи смѣны, легкомысленныя дѣвицы низшаго разбора и т. д. Здѣсь не допускаются никакія развлеченія, кромѣ бесѣды, которая иногда завязывается довольно оживленно. Въ ночныхъ чайныхъ, кромѣ чая и неофи
циально подаваемой надежнымъ людямъ водки, продаются разнаго рода спецефическія снѣди. Особенно славятся московскія чайныя горячей «жареной колбасой», кушаньемъ, убійственнымъ для непривычнаго желудка...
Старинныя московскія народныя гулянья сохранились до нашихъ дней и представляютъ странное сочетание исконныхъ народныхъ забавъ и развлечений съ опрощенными культурными удовольствіями. Самыя людныя гулянья бываютъ на масленицу и на Пасху — на Дѣвичьемъ полѣ и за
10