Улицы и люди современной Москвы.


Статья Г. Василича.
Несмотря на недавнее (1904 г.) торжественное заявленіе руководителей передовыхъ художественныхъ круговъ, что «бытъ умеръ!»—покойникъ благополучно здравствуетъ и занимаетъ все болѣе и болѣе замѣтное мѣсто на русскомъ эстетическомъ горизонтѣ. Бытъ современный не привлекаетъ вниманія художниковъ; возвратъ къ непосредственному, безмя
тежному любованію внѣшнимъ обликомъ жизни, увлекавшему Венеціанова, Ѳедотова и Перова, уже невозможенъ. Въ окружающей жизни хочется ви
дѣть только ея внутреннія стороны, потому что наружная слишкомъ безспорно уродлива, противорѣчива и не манитъ художественнаго вниманія,
За то бытъ прошлыхъ эпохъ, начиная чуть не съ каменнаго вѣка и кончая 30-ми и 40-ми годами XIX столѣтія, становится главнымъ содержаніемъ искусства. Въ исторіи интересуютъ не трагическія коллизіг душъ, не титаническіе характеры, созданные прошлымъ, а обыденный обликъ жизни—одежды, украшенія, жилища, игрушки, оружіе и т. д Самымъ интереснымъ пунктомъ исторіи становится безыменный герой — бытъ, обыденная жизнь, то, что дѣлали люди прошлаго, какъ они смѣя
лись, наряжались, плакали, торжествовали, какъ хоронили, любили и шутили.
Съ перваго взгляда такой интересъ къ будничной сторонѣ исторіи можетъ показаться мелкимъ. Въ этомъ чудится поверхностное любопытство эстетическихъ гурмановъ, не склонныхъ волноваться и думать, ищу щихъ въ прошломъ курьезовъ и странностей...
Намъ же кажется, что корни этого увлеченія современнаго творче
ства историческимъ бытомъ гораздо глубже и причины его серьезнѣе