послѣ коронаціи (10 іюня 1763 г.) Бецкій подалъ императрицѣ свой докладъ о необходимости государственнаго призрѣнія покинутыхъ младенцевъ. «Сколько несчастныхъ, сколько убійствъ, сколько ежегодно вы ли
шаетесь подданныхъ, которые могли бы быть годными и полезными членами общества»,—писалъ онъ, убѣждая императрицу основать домъ Воспитанія по примѣру западныхъ государствъ; былъ приложенъ имъ и Уставъ Дома. Разсмотрѣнный и одобренный особой Комиссіей (кн. Ша
ховской, Н. Панинъ и гр. Эрнстъ Минихъ), онъ былъ утвержденъ 26 авг. 1763 г., а 21 апр. 1764 г. уже начался пріемъ младенцевъ во временныхъ строеніяхъ близъ Варварскихъ воротъ, въ Васильевомъ саду, гдѣ и теперь находится Воспитательный Домъ.
Ночью и днемъ принимались приносимые младенцы. Швейцаръ, записывая младенца въ книгу подъ опредѣленный номеръ, могъ спросить только о томъ, крещенъ онъ или нѣтъ, и какъ ему имя. Послѣ медицинскаго осмотра, ребенокъ подъ своимъ номеромъ поступалъ въ малолѣтнее отдѣленіе на руки нянюшекъ и кормилицъ и оставался здѣсь до 2-хъ лѣтъ. Уставъ предписывалъ строго соблюдать гигіеническія правила, чтобы ребенокъ выходилъ крѣпкимъ. Дѣти съ 2 до 7 лѣтъ жили въ отдѣльномъ корпусѣ. «Все время младости разделяется на три упражненія— ѣсть, спать и играть». Окружающіе должны поддерживать въ дѣтяхъ «веселый нравъ» и «бодрый видъ», должны удовлетворять ихъ острую лю
бознательность и учить примѣромъ своимъ всякой добродѣтели. Отъ 7 до 11 л. дѣти посѣщаютъ школу; мальчики и дѣвочки учатся здѣсь основамъ вѣры, русской грамотѣ, началамъ ариѳметики, немного географіи. Такъ какъ питомцы, по планамъ Бецкаго и Екатерины, должны были положить начало въ Россіи трудолюбивому «третьему сословію», tiers otat, то Уставъ предписываетъ имъ знать свои должности «человѣка и гражданина» и практически—ремесла. Для этой цѣли при Домѣ существовали разныя мастерскія, въ которыхъ мальчики обучались плесть сѣти, столярничать; дѣвочки—шить, хозяйничать и т. п. 18 или 20-и лѣтъ воспитанники и вос
питанницы получали «вольный гіаспортъ», рубль денегъ и выпускались изъ Дому; могли устраиваться, какъ они хотѣли.
Въ 1767 г. были утверждены императрицей II и III части Устава Воспитательнаго Дома. Въ нихъ были подробно развиты указанія относительно физическаго, нравственнаго и умственнаго воспитанія дѣтей.
Воспитательный Домъ долженъ былъ имѣть, по плану Бецкаго, громадный штатъ кормилицъ, надзирателей, учителей, приставницъ, экономовъ и т. д. Въ своихъ отношеніяхъ къ воспитываемому юношеству всѣ должны были руководиться чистой любовью; примѣръ—главное воспитательное средство. Всей громадной іерархіи Дома рекомендовались пре
дусмотрительно «дружелюбіе и единодушіе и взаимные совѣты, чтобъ ни одинъ изъ нихъ не раздиралъ того, что другіе сшиваютъ»,—какъ выра
зилась Екатерина II въ своей «Инструкціи» кн. Салтыкову. Во главѣ Управленія Воспитательнаго Дома стоятъ Опекунскій Совѣтъ и Главный Надзиратель, какъ исполнительный органъ, «мужъ богобоязненный, честный и трудолюбивый, въ воспитаніи дѣтей искусный». Члены Опекунскаго Со