Оправдываясь передъ императрицею, Бецкій писалъ ей, что онъ дѣлалъ все, что могъ: «Чуть не каждую недѣлю пишу цѣлую книгу Опе


кунскому Совѣту и Надзирателю». Опекунскій Совѣтъ и не думалъ точно слѣдить за исполненіемъ Устава. Главные надзиратели первое время часто
мѣнялись (въ 15 лѣтъ—9 чел.), да большинство изъ нихъ едва ли что и понимало въ практикѣ воспитанія. Какъ могли руководить дѣломъ пер
вый надзиратель Ростъ, профессоръ военной архитектуры и фортификаціи въ Московскомъ Университетѣ, или исторіографъ Миллеръ, взявшій на себя эту должность, по его признанію, «единственно изъ послушанія и въ упованіе, что потомъ возможно мнѣ будетъ пользоваться Московскими архивами для россійской исторіи»? Это все таки были люди образованные. Непосредственные воспитатели дѣтей часто и того не имѣли, не пони
мали даже «духа воспитанія». По отчету 1787 г. однако видно, что всетаки многіе питомцы поступили на службу на фабрики, въ конторщики; были среди нихъ дѣльные мастера, бухгалтера, доктора, художники, архитекторы, артисты. Воспитанницы поступали въ услуженіе, шли на фабрики, въ портнихи, танцовщицы, модистки. Любопытно, что всѣ они со


храняли и въ зрѣломъ возрастѣ отпечатокъ Воспитательнаго Дома. «Всѣ они необыкновенно довѣрчивы, просты и добры и безъ малѣйшей хитрости.


Питомца узнаете изъ тысячи человѣкъ». Для XVIII в. приходится цѣнить и это воздѣйствіе.
При Московскомъ Воспитательномъ Домѣ существовало еще Коммерческое училище имени Прокофія Демидова, извѣстнаго тогда благотво
рителя. Уставъ этого училища составлялъ Бецкій, но онъ совѣтовался съ Демидовымъ. Въ декабрѣ 1772 г. планъ его былъ уже утвержденъ императрицей.
Училище предназначалось для юо мальчиковъ купеческаго происхожденія. Дѣти принимались 5 — 6 лѣтъ, оставались въ училищѣ до 20- лѣтняго возраста и почти не отпускались домой: ихъ хотѣли уберечь отъ вреднаго вліянія среды. Они дѣлились на пять возрастныхъ группъ (6—9 л., 9—12 и т. д.); каждая получала свой точно опредѣленный кругъ наукъ;


строго опредѣлялся порядокъ дня, правила поведенія и т. д. Обученіе было энциклопедическое; въ школѣ проходились: языки—русскій, нѣмецкій, фран


цузский, затѣмъ ариѳметика, геодезія, исторія, геометрія. механика, мореплаваніе, краснорѣчіе, натуральная исторія, физика, химія, бухгалтерія, экономія, свѣдѣніе правъ государственныхъ. Когда Демидовъ сталъ воз
ражать противъ такой многопредметности, Бецкій отвѣтилъ ему, что имъ «за основаніе принято не по одной той ниткѣ юношество прово
дить». «Когда худы будутъ воспитанники, вина почесться должна буйству и нерадѣнію начальниковъ, воспитателей и мастеровъ, а не дѣтямъ». Воспитаніе должно было закончиться путешествіемъ на Западъ, чтобы воочію увидать успѣхъ торговли и научиться немного вести дѣла.


На первыя публикаціи о пріемѣ учениковъ никто не явился; Бецкому пришлось прислать всѣхъ учениковъ изъ Петербурга. Во второй пріемъ


въ 1776 г. въ Москвѣ поступило 8 чел., изъ нихъ купеческихъ сыновей только 2, а недостающіе 12 были взяты опять изъ Петербурга. Постепенно