изъ года въ годъ увеличивалось количество поступающихъ москвичей. Въ 1785 году былъ первый выпускъ воспитанниковъ Коммерческаго училища. Въ Собраніи Опекунскаго Совѣта Воспитательнаго Дома былъ устроенъ имъ экзаменъ, въ присутствіи 2 иностранныхъ бухгалтеровъ и двухъ своихъ. Всѣ они получили дипломы.
Послѣ смерти Демидова и при полномъ почти отсутствіи контроля со стороны Бецкаго, ослѣпшаго и жившаго безвыѣздно въ Петербургѣ,
порядки Коммерческаго училища, никогда не бывтіе блестящими, стано^ вились все хуже и хуже. Уже въ 1792 г. начали усиливаться волненія между воспитанниками, а въ 1793 г- были открытые бунты изъ-за пищи. При Павлѣ уставъ былъ переработанъ, и Коммерческое училище въ 1799 г. было переведено въ Петербургъ, гдѣ оно существуетъ и до сихъ норъ.
Итакъ, идеи о воспитаніи, планы и уставы Бецкаго имѣли гораздо больше воспитательнаго значенія для общества, чѣмъ фактическія учрежденія, которыя не оправдали его надеждъ. Педагогическая мечта бо-хъ годовъ XVIII вѣка не осуществилась, «созданіе новой породы людей
не удалось, и императрица это поняла. Неудача эта нѣсколько измѣнила педагогическіе взгляды Екатерины II: не бросивъ своей любимой мысли о созданіи гражданъ, она стала больше цѣнить просвѣщеніе само по себѣ,
поставила знаніе рядомъ съ воспитаніемъ. Въ 8о-ые годы она стала больше заниматься народной школой, которая должна была захватить всѣ города и даже села имиеріи. Мысль о народномъ просвѣщеніи сильно занимаетъ умъ императрицы въ 70-ые годы: ея сношенія съ Дидро, съ Гриммомъ, наконецъ, съ имгіераторомъ Іосифомъ II ясно на это указываютъ. Послѣ многихъ колебаній императрица остановилась, по совѣту Іосифа II, на австрійской системѣ народнаго образованія, которая была очень популярна въ Европѣ въ то время. Въ сентябрѣ 1782 г. пріѣхалъ въ Петербургъ рекомендованный императоромъ Іосифомъ II сербъ Янковичъ-де-Мирьево, съ именемъ котораго связана школьная реформа 1784 года. Съ его пріѣздомъ началась дѣятельная работа коммиссій по учрежденію училищъ; подъ его руководствомъ и съ его личнымъ участіемъ составлены были учебники (до 30), подготовлены учителя, составленъ уставъ по образцу австрійскаго. Уставъ объ училищахъ 5 августа 1786 г. устанавливалъ два вида школъ: малыя двухклассныя для небольшихъ городовъ и главныя народныя училища съ 4-лѣтнимъ курсомъ. Обученіе вездѣ безплатное; составь учениковъ смѣшанный. Въ области преподаванія уставъ
5 августа вводилъ строгое однообразіе; онъ предписывалъ пользоваться исключительно новыми, очень дѣльно составленными учебниками, устана
вливалъ количество занятыхъ часовъ и отдыха, требовалъ отъ учителей отчета. Учитель долженъ былъ внимательно слѣдить за успѣхами и нравственнымъ развитіемъ учащихся. Любовь къ своему дѣлу, вниманіе къ личности ученика, добрый примѣръ — вотъ воспитательныя средства; те
лесное наказаніе не допускалось. Измѣнялись и самые методы обученія: обычная до сихъ поръ зубрежка признавалась вредной и должна была уступить мѣсто сознательному усвоенію. Вводилась совмѣстная работа всего класса: учитель занимается не съ отдѣльнымъ ученикомъ, но пи