шетъ и объясняетъ для всего класса, всѣми средствами поддерживая общее вниманіе; онъ все время слѣдитъ за тѣмъ, «всѣ ли прилежно слушаютъ
и дѣло свое исполняютъ». Въ экономическомъ отношеніи школы всецѣло зависѣли отъ губернскаго Приказа Общественнаго Призрѣнія, въ которомъ засѣдалъ въ качествѣ делегата Директоръ Главнаго Народнаго училища.
Первый опытъ народныхъ школъ былъ сдѣланъ въ Петербургской губерніи въ 1784 году, а 2 2 сентября 1786 г. должны были открыться народныя училища въ 25 губерніяхъ и, между прочимъ, въ Московской. Въ письмѣ отъ 7-го іюля 1785 г. императрица писала Московскому главно


командующему гр. Брюсу: «...По всѣмъ частямъ города завести малыя




народныя училища, а сверхъ того одно главное народное училище, на основаніи отъ насъ для всѣхъ училищъ принятомъ... Московскій Университетъ и Заиконоспасская Академія обязаны подать помощь всевоз


можную». 2 2 сентября 1786 г., въ день коронаціи, въ Москвѣ открыто было главное народное училище и 3 малыхъ, повидимому, Петропавловское и Арбатское, по даннымъ г. Кеппена. Торжество открытія происходило въ помѣщеніи главнаго народнаго училища, въ домѣ кн. Волконскаго, у Пречистенскихъ воротъ. Главное народное училище имѣло въ своемъ составѣ 89 чел. учащихся обоего пола и 4-хъ учителей, присланныхъ изъ Петербурга Училищной Комиссіей.
Постановлено было просить у митрополита Платона 20 чел. семинаристовъ для подготовленія въ учителя малыхъ школъ. Малыя училища открывались довольно медленно въ Москвѣ: въ 1787 г-—Алексѣевское, въ 1788—Трехсвятительское, въ 1789—Богоявленское, въ 1792—Бутыр
ское. За это же пятилѣтіе, по словамъ Кеппена, возникли училища: въ Можайскѣ, Дмитровѣ, Звенигород*, Клину, Рузѣ, Серпуховѣ, Вереѣ, Коломнѣ, Волоколамскѣ.
По уставу 5-го августа, въ малыхъ народныхъ училищахъ учили грамотѣ, Закону Божію и началамъ ариѳметики. Полагался одинъ учитель,
при многолюдствѣ два. Въ Главномъ народномъ училищѣ въ двухъ низшихъ классахъ была та же программа; въ старшихъ проходили пространный катихизисъ, геометрію, физику, географію, естественную исторію, даже архитектуру; для желавшихъ перейти въ высшія учебныя заведенія препода
валась латынь и одинъ изъ новыхъ языковъ. Директоръ главнаго народнаго училища завѣдывалъ учебной частью не только малыхъ училищъ, но елѣдилъ за постановкой дѣлъ во всѣхъ вообще казенныхъ и частныхъ учебныхъ заведеніяхъ и имѣлъ подъ надзоромъ 17 казенныхъ учебныхъ заведеній и 18 частныхъ пансіоновъ.
О первыхъ шагахъ Московскихъ народныхъ училищъ мы знаемъ коечто изъ отчета Козодавлева, ревизовавшаго Московскую губ. въ числѣ другихъ 10-ти, по порученію Училищной Комиссіи. Козодавлевъ осматривалъ Московскія училища съ 20 марта 1788 г. Въ Москвѣ въ это
время было 6 малыхъ народныхъ училищъ и одно главное. Ревизоръ посѣтилъ всѣ училища, вездѣ производилъ экзамены, смотрѣлъ отчеты учителей и остался доволенъ учебно-воспитательной частью. «Все, что до