обусловливалось все внутреннее развитіе человѣка,—воспитаніе всемогуще... Этотъ взглядъ и преобладалъ въ нашей русской школѣ XVIII вѣка. Конечной цѣлью воспитанія было полное развитіе силъ и способностей;
профессіональная выучка отодвигалась на задній планъ. Главное вниманіе должно быть обращено на развитіе въ ребенкѣ нравственной личности и только потомъ на его умственное просвѣщеніе, т. к. это вещь для «человѣка» второстепенная. Воспитательныя средства должны были быть подсказываемы природой и разумомъ; любовью и вниманіемъ нужно окружать ребенка.
Таковы тѣ педагогическія идеи, которыя составляли сущность новой системы воспитанія. Онѣ начали проникать и въ Россію: въ Москвѣ въ 1760 г. появился переводъ Локка (проф. Поповскаго), въ 1788 г. вышедшій уже 2-мъ изданіемъ. Въ журналахъ и газетахъ, въ торжественныхъ рѣчахъ профессоровъ и на диспутахъ, въ общественныхъ мѣстахъ и собраніяхъ замѣтно стало сказываться вліяніе новыхъ идей.


«Наказъ» имп. Екатерины и собраніе въ Москвѣ депутатовъ Комиссіи 1767 г. поддерживали общее настроеніе. 6о — 70-ые годы гораздо болѣе важны именно этимъ просвѣтительнымъ движеніемъ, чѣмъ факти




чески существовавшими въ Москвѣ школами. Тогда какъ въ Петербургѣ за 1762 —67 г.г. было реформировано согласно новой теоріи и основано


вновь до 5 учебно-воспитательныхъ заведеній, въ Москвѣ появились только Воспитательный Домъ въ 1763 г. да Коммерческое училище имени ІІрокофія Демидова въ 1772 г. Напрасно Московское дворянство просило въ своемъ наказѣ 1767 г-> чтобы ему «такая же высочайшая милость оказана была, какая въ С. - Петербургѣ дѣйствительные плоды приносить начинаетъ, — учрежденіемъ въ здѣшней столицѣ двухъ мѣстъ для воспитанія дворянскихъ дѣвицъ, въ первомъ — малолѣтнихъ, а во второмъ—взрослыхъ, также и кадетскаго корпуса для молодыхъ дворянъ». Ни того, ни другого такъ и не было устроено въ Москвѣ при Екатеринѣ II.
Главнымъ дѣятелемъ Московскаго просвѣщенія 60-хъ годовъ былъ сотрудникъ послѣдней по педагогической части, И. И. Бецкій. 15-ть лѣтъ онъ прожилъ въ Парижѣ, гдѣ изъ первыхъ рукъ получилъ смѣлыя и прос
тыя рѣшенія сложныхъ вопросовъ воспитанія и жизни. Онъ посѣщалъ за границей благотворительныя и просвѣтительныя учрежденія, напр., Воспитательные Дома Лондона и Ліона, Saint-Cyr, кадетскіе корпуса. Вер
нувшись въ Петербургъ, онъ скоро сталъ у императрицы «своимъ, домашнимъ человѣкомъ», и ему было поручено составленіе Генеральнаго плана о воспитаніи.
Горячій и убѣжденный сторонникъ новой системы воспитанія, Вецкій выгодно отличался отъ своихъ современниковъ добрымъ и чуткимъ сердцемъ, искренней любовью къ юношеству, къ слабымъ и угнетеннымъ. Современники склонны были его считать «красотою и украшеніемъ рода человѣческаго» и на могилѣ его вырѣзали слова: «Лучъ милости былъ, Бецкій, ты».
Первымъ опытомъ Бецкаго въ его просвѣтительно-благотворительной
дѣятельности былъ Уставъ Московскаго Воспитательнаго Дома. Вскорѣ