с д. м.

& ==“.

a

eS. 4. Set we Uwe

% x д ©. 2 5 >

— 2

® @ & “fF * F > == *

В

$3 в >99; хх м

a

> 2—

a

$. 8. Be EB

a

и Ss

=

23 anpena 1943  r., № 17 (145).
ых мел мы ы

es
арторг и его OOCBOH &KTHB
Партийная организация эскалрильн — Заплаируйзка — сказал Герой
призвана своим оольшевиетским влиянием   Советекото Союза парторгу ges as Feo
‹плачивать подразделение; постоянно пой.   ду. Расскажу аи а Hag бить
и. о

Hats ero боеспособность, Bes её дея-
тельность налразвлена прежде всего на’ то,
чтобы обеспечить строгое соблюдение ‘во-
пяской присяги каждым военнослужащим,
крепить дасцитлину и высокую мораль-
ную устойчивость бойцов и командиров.
Велика при этом ответственность” пар-

«Фокке-Вульфов».

Такие беседы начались на слеующей
же день. Опи велись в перерывах мезиу
боевыми вылетами. Слушали их с увле-
чением, и не только лётчики, во и тех-
Шики.

Исключительное значение в успехе 9ие-

одном организатора эскадрильи. Его   ращий имеет ловедение боевой задачи. до
пврвойшая обязанность — воспитывать   каждого исполнителя. Яншин, как прав-
з коммунистах подлижиюе мужество, са-  ло, всегда осведомлён о предстоящих вы-
зотверженноеть ради победы над вра-  летах, и это лаёт ему Возможность евое-
том, Парторг должен заботиться © том,   временно через свой ахтив  раз’яснить
чтобы каждый кохмуниет — будь- лёт-   всем коммунистам и комсомольнам их за-
чик, Птурмал, стрелок, техник — был   дачи. Так, однажлы истребителям было
большевистских вожаком масс в бою, сво-   приказано сопровождать бомбарлировши-

WM словом и личным поведением укреплял
наступательный дух бойцов и веру в
побелу, показывал пример отличной полго-
ловки к б0евому вылету и выполнения
полётного задания. ^

Показательна работа  парторгализации
эскадрильи, те парторгом техник-лейте-
нант Явисин.

Эскадрилье предстоялю принять участие
в кабтупательных боях. Парторг ‘перех
боем обязан проверить, все ли летчики я
техники поняли приказ, знают свою 33-
чачу, доводено ли боевое задание до каж-
ого воздушного воина, в. порядке ли ма-
териальная часть; готовы ли коммунисты
повести за собой всех остальных бойцов.
Ещё до лачала наступательных операдий
тов, Яншин определил решакицие участки
деятельности нарторгажизащии.

них из таких участков являлась
предполётная подготовка летчиков, самоле-
тов и оружия. Яншин соответственно и
расставил силы своего боевом актива.
MIAN специалистам, которые жили в
землянках на аэродроме, он послал в ка-
честве алитатора молодого, — эпергичного
коммуниста Сергиенко, В грушшу мотори-
ста Белоусова, у которого быле замечено
халатное отномение к подготовке. мате-
риальной части, парторг. направил при-
мерно комсомольца Карницкого. Ему
был поручено агитирювать нб только сло-
BOM, но и показать на’ деле, как держать
уотор в образцовом состоянии; В’ экинаж
техника-лейтенанта Буз, Mo частенько
замечались неполадки, пришёл коммунист
и лучший механик Шилкин, слазивлиийся
в эскадрилье своим умением организовать
рабочее место, быстро и тщательно про-
изводить предполётный осмотр.

Конкретные задания получили anwraro-
ры, работавиие среди лётчиков, — Герой
(овехкого Союза гвардии старивий лейте-
нант Грачев и трижды орденонюсец, гвар-
да старший лейтенант Смирнов. (енов-
хоз внимание они уделили предиюлётной
подготовке, укреплению наступательного
духа и выработке у каждого пилота T-
варищеских чувств. Слова и личный ‚при-
мер згитаторов, являвшихся  опытнымя
латчиками, заслуженными волнами, сбизв-
шими ие один десяток вражеских самоле-
тов, благотворно сказались из боевой ра-
Gre молодых тилотов Углямекото, Родина
к Чалляева.

Посовеловазитись © ` коммунистами, п9-
лучив указания от комамлира эокзирильи
п в заместителя по политической части,
Явшин составил план партийной работы.
Ha первые пять дней наступательной 9пе-
рации.. Благодаря этому парторг Kaabii
лень знал, что сегодня ‹следует организо-
вать или проверить.

Началась страаная пора. Эскадрилья
получила задачу —— сопровождать бомбар-
дирозщики в район, сильно ириюрытых
устребителыьной авиацией противника.
Спокойно и уверенио люди ухолити в б9й.
Во главе своих четвёрюк находились Гра-

чв и Смирнов. В составе групи». летели
молодые пилоты Углянский и Родии. Все
6 нетерпением ожидали результалюв поле-
та,

«Земля» посылала в эфир запросы:
«Вылт ли встречи?». Смирнов ответил
первым; «Вёл воэдушный бой, потерь не
имею. Двух «Фокке-Вульфов» сбил сам».

У парторга тут же возникла мысль
оперативло откликнуться на это замеча-
тельное событие. Но как? На помощь

пришёл беспартийный сержант Скорый:

— Разрешите, я оформлю.

(ауолбты ещё находились в воздухе,
а на стоянке уже красовалея большой яр-
кий плакат-«молния», на котором было
написано: «Слава отважному соколу =
твардейцу Суирнову, сбившему сегодня

двух «Фокке-Вульфов».

( тех пор плакат-«молния» привился
Rak наидучИмя форма оперативной, иа-
тлядной агитации. Впоследствии на этом
плакате мы читали славные имена Гра-
чера, Утлянскох и их товарищей. Рясует
эти плакаты всогла тов. Скорый.

„“Япшим элает, ках важно распростра-
нять средн личном состава опыт луч

ших лётчиков. Эмо повышают б0еспособ-
ность всего коллектива. Парторг старается
вести пропаганду вошиского опыта устами
самих ассов и наиболее выдающихся лет-
читов, flim умеет привить летчикУ
чувство ответственности за всё подразио-
ление, виуиить ему желапие поделиться
своиии знатиями и опытом с молодыми.

Как-то вечером в Яншину подошел
твардии старший лейтечант Грачев.

ки, которые должны нанести удар по аэр9-
Цому в глубоком тылу противника.
Истребителям предстояло продолжительное
время находиться нал территорией, запя-
той врагом. Отказ материальной части в
такой обстановке грозил посадкой на тер-
ритории противника, потерей самолёта п
летчика. На aro обстоятельство партерг
обратил внимание технического состава.
Работа среди механиков дала положитель-
вые результаты. С бюлышим рвенцем тру-
дились люди: вечером работали позлиее
обычного, угром прилили на’ стоянки рань-
ше положенного времени. В итоге мате-
риальная часть и вооружение в течение
всего тюлёта действовали безукоризненно.

Работа атиталор& Карницкого на участ-
ке моториста Белоусова’ оказалась также
блатотворной. Наступил момент, когда
Барпициий смог написать в боевой листок
о Белоусове как 9 примерном комсомоль-
це. С тех пор Белоусов был вычеркнут
из списка отстающих.

Для парторга Яшина  авангаруная
роль коммунистов — халеко не формаль-
ный момент. Парторг нечасто употребляет
Эти слова в разговоре, но зато постоянно
контролирует на деле, как коммунисты
выполняю свою задачу, являются IM OA
действительно ‘переловыми воинами, везут
ли за с0бою беспартийных бойпов, знают
ли их настроения и нужлы, умеют ли
сплачивать их.

Как-то на самолёте Смирнова вышел из
строя олин агрегат. Для тото чтобы ero
исправить, ‘нужно было снимать мотор.
(Создавалась угроза, чм самолёт выйлет
из строя на  проюлжкительное время.
Паумрг пришёл к самолёту и поговорил
со специалистами, ремонтировавтими ero.
Янигин напомнил механикам, что сейчас
8 их работе заинтересован весь личный

состав, ибю от ввода в строй самолёта бу-
дут, зависеть показатели боевой работы
эскадрильи. Коммунветы механик Воре-
пов и моторист Пилипенко поняли, почув-
ствовали свою ответственность перед кол-
лективом. Они решили так офтанязовать
ремонт, чтобы сэкономить максимум вре-
‚ мени. Не снимая мотора, сти подняли са-
молёт, установили его на такелаж и OT-
ремонтировали агрегатов рекордно кофот-
кий срок. Так на деле проявилась аван-
тарлная роль коммунистов.

Товвой партийный актив интенсивно
велёт агитационную работу в лин вапря-
женных боёв и не прекрмнает её в пере-
рыве между боями, На командном, пуикте
эскалрильи висят плакаты, лозунги и да-
жб портреты героев” части. Красочно п со
вкусом оформлена доска «Боевой счёт лёт-
чиков эскалрильн Мелехина». 90 — 1д-
бота гвардии старшины лётчика Чаллиева
и его помощника, уже знакомого нам с6р-
жанта Скорого.

Живая политическая работа, которую
велёт боевой актив эскадрильи, лаёт свои
плоды. К примеру; у всех на глазах раз-
вилея и стал зрелым бойцом  твардии

ладитий лейтенант Углянский — ученик
Смирпова. Он сбил уже четыре вражеских
истребителя. Его опыт заслуживает вийма-
пия. По инициативе парторга Углянский
сам теперь  перодко проводит беседы ©
тактике воэдуниого Gon. Hexanno пер-
зичная парторганизащия приняла Угляя-
ского в кандидаты ВМК).

Заметно вырос и моложой лётчик  Ро-
дин. Олнажды он оторвался от своего ве-
душего и вотретилея с четырьмя враже-
скими истребителями. Только выдержка и
точный расчёт помогли лётчику отбиться
от наседавших фэзпистов и сбить олиого
из них. Родин блатополучно посайил Ca-
молёт па свой аэродром. „Этот факт He
прошёл мимо внимания парторга a,
Он договорился с комантиром, и в эсках-
рилье был проведен с молодыми пилотами
подробный разбор залачи «Взаимодействие
изф в воэлушином бою». Но на этом парт-
орг не успокоился. Вместе с команлиром
Яншин организовал  детахьное изучение
всех элементов группового воздушного боя,

Партийная  организащия  эскаарильнк
твардии капитана Мелехина стала боевой,
полнокровной. И одним из доказательств
того служит тот факт, что только 3a вре-
ма последних наступательных операций
‘лётчики эскадрильи сбили в воэлушиых
боях 34 самолёта противиика, а бомбар-
дировщики и петурмовики, которых Olu
‘сопровождали, потерь пе имели.

Секретарь партийнего бюро Н-ской
части гвардии капитан
и А. ЛЕВЧЕНКО.
ДЕЙОТНУЮЩАЯ АРМИЯ.

Кириченко совершил 100 боевых вылетов, На собра-
ыло постановлено налисать письмо матери
товарищи по эскадрилье пишут имсьмо (подразделение

Старший лейтенант “Н, В,
HHH по Поводу этого боевого успеха 6
Кириченко, На снимке:

капитана Дикарева), Фото А, Гараниня,

авмациовной школе пилотов имени Чколова
В. П. исполнилось 20 лет. В ознаменова-
ние этой даты за выдающиеся успехи в
подготовке летных кадров военно-воздуш-
ных сил Красной Армии школа на-днях
награждена орденом Ленина, а её лучиие
люди — орденами и медалями.

глебской школе принадлежит почётное ме-
ето. Во многих частях и соединениях мож-
но встретить её питомцев, За 20 лет сво-
его существования она превратилась
мощную кузницу советских
ров. Школа дала нашей  авизилии тысячя
квалифицированных
многие из которых стали знаменитыми де-
ятелями советской авиаиии,

славный путь,
что школа начала своб существование бук-
вально на пустом. месте — в полуразру-
шенных казармах бывшего кавалерийского
полка, 17 самолётов, которыми располата-
ла вначале школа, хоть и носили громкие
названия вроде «Авро», «Маран-Парасоль»,
«Ньюпор», были по существу
калошами»,
летному делу, но одновременно выполняли
функлии и механиков и мотористов: сами
готовили машины к полётам, сами ремон-
тировали их и, кроме того, выполняли не-
Мало других тяжёлых обязанностей, чтобы
обеспечить себе условия для учебы.

горячим стремлением усилить воздушную
мощь страны, надо было крепко любить
свою родину, чобы преодолевать ‘трудно-
ети и учиться, учиться. Именно этими ка-
чествами обладали советские юноши, побвя-
тившие себя
славного вожака,
ская роль принадлежит Валерию Чкалову,

её курсантом. Своей
бодростмыю, смелостью, своей жаждой к зна-
нию он заражал окружающих, увлекал из
ликвидацию трудностей. Когда школа вы-
пустила первую труппу абтчиков, во гла-
ве их нахолилея Чкалов. Чкаловская хват-

наложили свой отпечаток па работу шко-
лы, стали её боевой традинией.

вант школы М, В. Фрунзе писал:

тткола, являющаяся частицей славной Кра-
leno звиапии, окажется достойной носи-
тельницей героических заветов
ской войны и оправлает те великие надеж-
ды, в которыми смотрит пролетариат Co-
ветского Союза на Воздушный Флот».

блистают имена великого лётчика нашего

лопастями

Северо-Западный pont. — Стрелок-
радист Оганес” Кярунц при атаке
группы наших бомбардировщиков не-
`мецкимия истребителями сбил один
<Фокке-Вульф».
; Фото С. Кафафьян.

Славная школа воздушных воинов

Борисоглебокой краснезнамённой ‘военно-

В истории советской авмащии Борисо-

В
летных кад-

воздушных = бойцов,

на пройденный
представить себе,

Оглядываясь теперь

трудно

«етарыми
Курсанты не только учились

Нало было обладать большой выдержкой,

авиации, Среди них роль
большая  организатор-

HMA KOTOpOTO носит пгкола. Он был бервым
кипучей энергией,

кз в работе, чкаловекий несгибаемый дух

Девятнатцать лет назад почётный кур-

«Выражаю твердую уверенность, что

кола оправдала надежды своего народа.
В числе многих тысяч лётчиков, вышу-
щенных за годы существования поль,

времени Чкалова, больше шестидесяти Ге-

а ОТИЫ М ДЕТИ

Лейтенант Ячменев был блестящим ист-
ребителем. Он смело вылетал на перехват
и вдогонку «Меосерам» и бил их по-гвар-
дейски. Не было в полку корректиров-
тика и разведчика лучше, чем он, Подол-
гу висел он над расположением против-
ника, направляя отонь наших баларей. А
котда командование лавало задание раз-
ведать глубину вражеской обороны, Яч-
менев дерзновенно, на бреющем, проходил
над боевыми порядками, фаптистов, «зве-
ня, — как он шутливо выражался, —
винта о сталь немецких Ka-
сок». Выл он блестящим вналоком проти-
возенитного манёвра и, извиваясь, как
угорь, в море зенитного огня, проходил
над самыми башнями танковых колонн,
подочитывая количество танков.

Но слепая случайность подчас праздну-
ет свою роковую удачу. Прямым попада-
нием зенитного сяарада в мотор и каби-
ну Ивана Ячменева поразило в тот са-
мый момент, когда он уточнял линию
вражеской обороны, то-воть своим появле-
нием на бреющем вызывал ‘на бебя огонь
всех пехотных и зенитных
THBHUKA.

Пылющие обломки самолёта ударились
о землю, подняв над донской стецью столб
белом дыма, повиснувший на горизонте,
как памятник бесстрашному лётчику.

Опечаленные утратой любимого друга,
однополчане Ячменева написали письмо
его родителям о теройской гибели сына.
тарый пгахтёр Иван Яковлевич Ячменев,
сам ие в силах сдержать слёз, струив-
шихся по коричневым морщинистым ще-
кам. бормотал что-то, успокаивая свою
старуху.

Вспомнил он свое Ваню, вспомнил,
как мальчик пускал змея © крыши их
маленького тахтёрского домика в родном
посёлке, потом, как ушёл в школу.и вер-
иулея рослым и иплечистым, уже пе
прежним Ваняткой, а сержантом Иваном
Ячмбёневым, Потом припомнил, как отсы-

` Шиманчика. Молниеносно развернув свою

Каманин, Талалихин, Николенко, Колесни-

траждан-!

средств про-

TAPAHHABIH
VAAL

В этот день в часть доставили приказ
командующето: разгромить узел сопротив-
ления противника, сорвать готовящиеся
контратаки. у

Утром следующего дня старший  сер-
жант Шиманчик вылетел на боевое зада-
ние. На маршруте встретился  «Фокке-
Вульф-189». Он/ вёл разведку над наши-
ми войсками и нытался их бомбить. Ист-
ребитель атаковал фашиста и с первого
же захода подбил его. Раненый зверь,
маневрируя, пытался уйти в облака.

«Таранить!» — мелькнуло в голове

машину, советский патриот стрелой по-
нёсся за «Фокке-Вульфом». —Настигнув
его на высоте 50 метров, с хода ударил
немецкую машину. Фашистский самолёт
покачнулся и быстро пошёл вниз. Но и
самолёт ’Шиманчика ‘оказался повреждён-
ным. Отлично владея техникой пилотиро-

вания, истребитель всё же довёл повреж-

дённый самолёт до своего аэродрома и
благополучно посадил его.

Техники Урусов, Савченко, Максименко
и Дробнич быстро организовали ремонт
самолёта. М через 5 дней самолёт снова
вошел в строй.

Слава о советском  патриоте комсомоль-
це. Льве Шиманчике разнеслась по всему

фронту.
Капитан Г; АРИСТОВ.

ров Советского Союза, среди которых тт.
Юлаптев, Коккинаки, Хользунов, Мазурук,

ков, Чистяков и другие. Выдающиеся лёт-
чики Костанаев, Степанченох, Карабамов,
Котлов, Тетерев также были воспитанника-
ми школы. 80 процентов её питомцев на-
гражиены орденами.

За два десятилетия своей работы школа
дала ВВО Красной Армии людей ра3нооб-
разных специальностей. Здеь выковыва-
лись лбтчики, командиры. звеньев, став-
THO впоследетвии командирами частей,
здесь вырелцивались авиатехники, переучи-
BACH начеостав запаса, обучались млад-
time специалисты. Bee эти люди, наряду
0 специальной. подготовкой, получили и
хорошую политическую заталку. В боях с
белофиннами, ‘© немепеими  захвалтиюами
они показали себя преданными советокилмя
патриоталги.

Новые, ещё более крупные задали выд-
винула великая отечественная война.

Ветал вопрос © перестройке учебного
процесса, о макоимальном  приближендяи
ео к требованиям Фронта. Задача состояла
B TOM, чтобы учить истребителя прожде
всего тому, что ‘требуется на войне: мажеи-
мально улучитить техпику пилотирования,
повыюить умение летчика вести огонь, ори-
ентироватьея в любых условиях, своболню
пользоваться радио в`полёе ив бою, Be-
сти групповые боевые действия, в совер-
пенстве отработать строй парами и т. д.

Требования и опыт отечественной  пой-
ны. тази\ образом; внесли иного нового в
Halli учебные программы, в систему ра-
боты; в её темпы. Воманлиры и политра-
ботники, летчики и техники, вольнонаем-
ный состав почувствовали ещё больную
ответственность перед родиной, фронтом 3a
подготовку  квалифупированных лётчиков.

‘Задача, ускорения вънтуска лётчиков ре-
ализуется успенню. Нлан выпуска перевыг-
полняетея, Перейля на другую матермаль-
ную ‘часть, школа за время отечествонной
войны выпустила уже сотни лётчиков, OB-
лалевитих норейшими марками советских
самолётов. и

кола откликнулась на войну серьбз-
ным укреплением ‘дистинлияны, Больнтинет-
BO команлиров  эскадрилий,  комантиров
звеньев отлично наладили учёбу, работалот
безавахийню, хорошо оргализовали работу
на старте, улучииити техническую службу.
Образпотю ортлниоовал, например, работу
капитан Сапельначенко, комаск. Он выпу-
стил курсантов больше воех. Подавляющее
большинство из них — отличники,

Ещё лучше. стал работать  инструвтор-
ский состав. Многие из инструкторов уже
выполнили свой годовой учебный пла.
Среди них следует отметить лейтенантов
Никифорова, Гусева, Крутеких, Елкина и
ap. Злесь сказались также меры, приня-
тые лля повышения воинеких званий ин-
структоров и поотрения их 32 выпуск
вурсантов: :

на много месяцев He было вестей, пока
немцы лютовали в посёлке.

А когда проклятая их орава, Ерохоча
сталью и железом, ушла на запад, в один
‘из серых зимних дней над старой хатой
прогудела железная стая самолётов, Полк
перелетал на запад, на новый аэродром, и
случилось так, что трасса перелёт» пГо-
холила как раз над посёлком.

Изан Яковлевич с, удивлением увидел,’

как над крышей дома круто  спизилея
самолёт и сбросил письмо. Маленький
конвертик, привязанный к камню, упал
прямо на огород. Ячменев метнул письмо
на родной двор © пикирования. От вол-
нения долго gle находя очков, старик
прочитал; `

«Жив, здоров, Скоро увидимся. Ваш сын
Иван Ячменев».

И верно, не обманул. сын. ‘Скоро он

приехал в тости к родителям красивый,
загорелый, будто обожжбнный войной.
‚ Долгими вечерами рассказывал сын ро-
дителям о великой сталинградской битве,
участником которой он был. Много тово-
рил лётчик о своих друзьях-однополчанах
и совсем мало о себе. А когда Иван Яков-
левич, не вытерпев, спросил:

‚ -= Что же ты, сынок, всб о друзьях да
о товарищах... Сам-то ты как воевал?

Сын, лукаво улыбнувшись и Флеснув
тлазами, сказал:

— Будьте спокойны, родители, за меня
вам стыдиться не приходится,

И он показал старикам справку коман-
дирА полка, где говорилось, что на лич-
ном. счету Ивана Ячменева значится один-
налпать сбитых вражеских самолетов,
семь оражбнных им лично и четыре — в
труппе о товарищами.

Как передать отцовскую боль,  отцов-
скую скорбь. когла узнал старик, что нет
у него сына! Чем измерить тлубнну мате-
ринских страданий! Нет такой меры, нет
таких слов, друзья. Будто воздуха не
стало в мире, в избе, в степи, и дыхание

боевой работой на фронте, Когда началась
отечественная война, школа горячо отклик-
нулась делом. Обладая крепками лётными
кадрами и
вепных самолётов несколько истребитель-

лись в боях под Москвой и на других уча-

пускников  Боржоглебской  школь. Ряд

говорят о том же. Вот выпержка из пись-
ма трижды орленоносца гвардии леитенан-
та Петра Вострухяна:

вых вылетов и провёл 32 возлушных боя,

ских самолётов и в групповых боях —
ещё 4.

Радист-отличник гвардии красноармеец
А. Якуб за приёмом радиограммы с бор-
та самолёта.

Фото Н. Максимова.

©

Учебная работ, школы в определённые
периоды переплеталась непосредственно ©

материальной базой, школа
укомплектовала из своих людей и cober-

ных полков и эскадрилий, воторые отличи-

стках фронта.

Школа неутомимо борется за повънтение
качества лётной и боевой подготовки истре-
бителей. Командование Н-ской воздупеной
армии в своём отзыве дало недавно BBICO-
кую оценку пилотажному искусству вы-

опенох со стороны других соединений и
многочисленные письма бывших курсантов

«Находясь на фронте, ведя упорную
борьбу с немепкмми воздулными пираталии,
я вместе с моими боевыми друзьями радо-
стно встречаю
20-летие училища, которое меня воститало
и сделало полноценным воздушным бойпом.

Участвуя в великой отечественной вой-
не с октября 1942 г., я совершил 90 бое-

в которых лично уничтожил 13 фашист-

За проделанную боевую работу меня на-
тралили тремя’ орденалей.

А за возлушпую победу над врагом в
неравном бою 16 марта 1943 г., в кото-
pom я сбил 4 фаптистевих пиратов, коман-
дование представило меня к новой награде».

Успехи школы в значительной степени
пало отивети за cubr  самоотверженного
труда её комапдования, ‘её  педатогов,
камаилиров, инетрукторов, наиболее перёло-
вая часть которых отмечена правительст-
ванными наградами, Рост’ школы и еб
побелы являются результатом большой
творческой и организаторской работы её
начальшика полковника Курдубова, бывите-
го курезнта, инструктора школы, а ныне
ее руководителя. :

Достижения Борисоглебекой краснозна-
Menno ордена Ленина, воейно-авиацион-
Лой школы бесспорны. Ho было бы нело-
етойно ‘большевиков самюобольщаться успе-
хами и не замечать ряда пробелов в бое-
вом воспитании лётчиков. Принимая выюо-
кую награду — орден Ленина, школа бе-
рёт на себя новые крупные обязательства
перед всей страной, ‘аруией, перед нашим
великим вождём и полководнем товарищем
Сталиным. Быстро и  образпово готовить
новые отряты полноценных” бойтов, выеоко-
квалирицированных мастеров манёвра и
огня, бесстрашных сталинских соколов,—
таковы ‘обязанности птколь.

Заместитель начальника школы пе
политчасти полковник Г. ИВАНОВ.

перехватывает ‘от торькой мы-
сли. Нет места в целом свете,
тде могли бы найти стараки
забвение своему горю...

И решили Иван Яковлевич и Аннеья
Андреевна отправиться в-полк к друзьям
сына, чтобы. хоть посмотреть на тех, кто
был с ним в последние дни, чтобы рас-
сказали друзья о, смертных минутах их
единственного сына,

Восемьлесят километров пешком шли
старики в полк, где служил Ваня. Ве-
сенняя оттепель развезла дороги. Старики
или по степи, увязая по колена в грязи...

В полку тепло ветретили родителей
Ячменева. Командир ножурил только, что
He дали знать старики о овоём желании.
Командование тотчас же прислало бы
самолёт за Иваном Яковлевичем и Анись-
ей Андреевной.

Друзья погибшего лётчика повели ро-
дителей в землянку, где он спал, и CTa-
рушка увидела свою выцветшую фотогра-
фию над  опустевшей походной  кро-
ватью...

Вечером после боевого дня к старикам
пришли все лётчики полка и наперебой
рассказывали, какой у них чудесный был
сын, Отец долго тбр глаза большой шер-
шавой ладонью с невытравимыми следами
угля.

А на следующее утро старик попросил
позволения посмотреть, как взлетают. б06-
вые машины и ухолят на смертную бит-
ву Быть может, хотел он представить
себе тот момент, когда Ваня взлетел в
последний раз,

Истребители, стремительно разогнавигись
по бетонной дорожке, круто вамывали в
воздух, обдавая ветром лицо старика. К
командиру подотибл начальник питаба и
доложил, что рация наземных войск вы-

‘взывает истребителей. Над передним краем

нашей обороны висит немецкий самолёт
«Фокке-Вульф», корректирующий  отонь
вражеских миномбтов.

— В воздух! — приказал командир, ий
пара дежурных  «яотребков» на полных
тазах понеслась к линии фронта, гдекру-

знаменательную дату —  `

‚Сыновья мои,
отомстите

гитлеровцам!“

В полк прибыла почта. Дежурный гром-
о выкрикивал фамилии,

— Комышенков!

Взглянул на конверт и добавил;

Йз Курска!

Много месяцев комсомолеп Бомышенков
жил горькой думой о сульбе родных, ©5-
тавшихся в село Безлюдовка Курской об-
ласти. Какой это был праздник в жизни
лётчика-ттурмовиюа, когда по радио пере-
дали: «Курск нали!».

Летчик сразу же послал письмо род-
ным, и вот, наконец, пришёл долтгождан-
ный ответ.

Несколько раз перечитывал  отповское
письмо комсомолец Михаил Комышенков,
письмо © человеческом горе, © безвостной
судьбе сестёр, о стёртом с лица земли селе
Безлюдовка. Вот что писал Алексей Комы-
шенков сыну своему, лётчику:

«Здравствуй, дорогой сынок. Отвечаю
на твоё письмо. Немцы были у нас, Ми-
ша, и вот что натворили, проклятые,
Села нашего Безлюдовки больше нет,
Тяжело писать, сынок. Сожжены и Вол.
ково, Приютовка, Маслова Пристань,
Крутой Лог и Ивановка, & в Титовке,
Икатериновке уцелело лишь несколько.
домов.

Вот как всё было. В Безлюдовку вор-
валась сотня пьяных титлеровских со-.
бак. Эти бандиты приказали всем жите-
лям. выйти на площадь перед правлени-
ем колхоза. Многие попрятались, но
часть народа явилась на место сбора.

Немцы потребовали сдать все продук-
ты питания. За три дня пьяная ватага
толоворезов забрала на селе всё — ко-
ров, овец, кур, гусей. У меня взяли ко-
рову, тёлку, поросенка, пудов десять
муки и полмешка пшена. Одному него-
дяю понравились мои очки. Он сорвал
их с лица и сунул в карман. Матери
приказали жарить наших кур.  Наев-
пгись, головорезы стали требовать: «По-
кажите, где у вас красивые девушки».
Стали рыскаль по дворам. Имён несча-
стных наших девчат я тебе не назову,
& только скажу одно — были то даже
нё девушки, & подростки.

С того дня начались набеги насильни-
ков на село. Многих односельчан рас-
стреляли. 5

Узнали 0бо всем наши партизаны и
как-то вечером устроили засалу у Ан-
дросовых во дворе. Утром по дороге из
Графовки появилась труппа гитлеров-
ских молодцов. Партизаны из своей за-
сады перестреляли всех дс одного, &
трупы парптивцев утопили в реке.

На другой день в село прибыл кара-
тельный отряд. Согнали народ. Пытать
стали:

— Кто немцев убил? ;

Один мерзавец, чтобы свою шкуру
спасти, назвал фамилии партизан. Зло
расправились немцы в партизанскими
семьями, & потом отобрали 40 детей и
стариков (в их число и я попал), Отве-

‚ ли К реке, где фрицы утоплены были.
Немцы заставили нас доставать со дна
реки трупы. Потом отвели семь человек
в сторону и бросили в них гранаты. Я
стоял в толпе и ждал своей участи. 20
человек фашисты угнали в Графевку.

Что с ними сделали, — не знаю. А нас,

оставшихся в живых, привели обратно

в село и заставили показать свои хаты.

Меня ввели во двор, поставили к

воротам и сказали материя:

— Смотри, старая ведьма, что мы сей-

час будем делать.

Гляжу, они пелятся в меня. Разлалось
несколько выстрелов. Я упал. Они нод-
няли меня и етали смеяться. Оказывает-
ся, стреляли мимо. После этого немцы
зашли в хату и сталя разбивать всё,
что под руку попадало. Потом нашли
керосин, облили в трёх местах хату, са-
рай, амбар и положтли. Чудом мы с ма-
терью уцелели. Не знаю. что они. сле-
лали © Катей и Верой. После пожара я
их не налиёл. `

Сыновья мой Михаил, Иван и Bacu-
лий! Я напибал вам о горе нашем и на-
казываю, требую: мстите проклятым гит-
леровцам!

—-

Твой отеп».

Письмо читали велух в общежитии лёт-
чиков и техников. 9 селе Безлюдовка рас-
сказывали агитатеры, писали в «Раевых
зистках». И за горе русских людей. за
опозоренных девушек, разграбленные клл-
хозные дворы, за сожжеённые села мстиля
вместе с Михаллом Комышенковым его бо-
евые друзья — лётчики-штурмовики.

Л. ЛЕОНИДОВ.
ЗАПАДНЫЙ ФРОНТ.

ии

S

жился проклятый «костыль». Через нее-
колько минут ведущий гвардии капитан
Нишкан заметил  корректировщика. Сва-
лившись на врага © высоты, Пишкан
пронзил его огненными! кинжалами своих
пулемётов. Раненый «Фока» метнулся к
земле, стараясь перетянуть в расположе-
ние своих войск. Но здесь ero noncrepér
отонь второго лётчика—твардии младшего
лейтенанта Шапиро, угодившего в жиа-
ненные центры вражеского самолёта.

К восторгу пехоты, рукоплескавшей на
поле боя, ненавистная «рама» с рёвом
стукнулась о землю,

Через полчаса после валёта два истреби-
теля уже садились на своёы аародроме,
и лбтчикл,  отстегивая на ходу шлемы,
бежали по полю, чтобы доложить коман-
диру о победе, А, отрапофтовав, как пола»
гается, о гибели вражеского корректиров-
щика, летчик Пишкан подошёл к родите-
лям Ячменева и сказал:

— Это в память о вашем сыне, Иван
Яковлевич и Анисья Андреевна. В честь
вашего приезда,

И Иван Яковлевич земно поклонилея
капитану Пишкану и взволнованно ска-
‚вал, сжимая его’ руку:

— Спасибо, родимый... Спасибо за слав»
ные поминки.

А Анисья Андреевна обняла гвардия
лейтенанта Шапиро, самого молодого, и
наказала строго, по-матерински:

— Вот так и воюй, сынок...

„Летчики-гварлейцы, стояли молча и
торжественно, чувствуя всем сердцем
значительность материнского наставления.
А Иван Яковлевич и Анисья Андреевна
тлядели на их молодые, полные суровой
решимости лица, чем-то схожие в лицом
их Вани, слушала тул вапускаемых Мо-
торов, возникавиий то в олном, TO B
другом конце, лётного‘ поля, емотрели на’
ляеное весеннее солнце, и’ им казалось,
что сып их жив и где-то летает в 6ео-
крайних просторах. родного неба на сво
ей грозной малтине, чтобы вернуться 0
желанной и справедливой победой.

южный ФРОНТ.