1 ма 1943 г. № 18 (146)

 

_ Место асса в бою.

В восенних боях на Кубани за короткий срок
наш/полк сбил 84 немецких самолёта. Мы поте-
рауи девять машин, причём. часть лётчиков
сласлась на парапиотах. Большинство немецких
гамолетов соито ассауи полка. Братья Борис и
Дуитрий. Глинки сбили до десяти машин, стар-
ший лейтенант Берестнев, лейтенант ДЛавицкий
, я ржанг Кудря — по восьми, лейтенаит Ко-
. аль — семь,

Эт ме случайное явление. Предварительные
‚  ИТГи воздушных 606в на Кубани показывают,
что вообще большинство сбитых, в воздушных
беях фашистеких самолётов принадлежит аслам
‚ ^ Мастермх воздушного боя, Их смелость по-
‚  Множепа на уменье, а ненависть к врагу и лю-
‚ бовв к poxune блестяще подкрепляются иекус-
ством маверра и меткостью- огня. Наши асы
‚_ выросли в боях. Сама жизнь их отбирала, вы-
(  деляй из общей среды лётчиков, ках. наиболее
  ‘сильных, хитрых и жаждущих боя людей. Tax
создался  дратоцеплый актив войны, авапгарл
цитребителей. у

В боях с численно превосходящим противни-
ком наши ассы, как правило, выходят пэбедите-
‚лами и не несут урона. У нас потери имели место
х лишь тогда, когда мы применяли оборонительную
Г тактику ии в процессе боя заменяли истреби-
елей, но выполнявитих  очему-лиОо Задачи.

Разберём несколько поучительньх боёв. ›

р Патруль из шести самолётов под командова-
лнем старшего лейтенанта Д. Глинки был вые-
х Jan B район боевого” соприкосмовения наземных
   №ойск в задачей: не допускать самолёты против-
1 ника к’нашим боевым порядкам. Патруль осу-
Ч  ществлял свободный полёт, ограниченный лишь
примерным районом. В случав появления враже-
ских самолётов патруль должен был завязать
бой и запросять по радио подкрепление. Коман-
  дир патруля эшелопировал самолёты по высоте
парами в три яруса. На высоте 5! тысяч метров
шла пара старшего лейтеланта Берестнева, ма
высоте четырёх тысяч метров — старшего лей-
“  тенанта Микитянского. А в середине, на высоге
  4,5 тыслти метров, шёл командир стариий, лей-
тенаит Д. Глинка. `

Такой «этажеркой» патруль явился в район

боевых действий. Внизу была замечена четвёрка

  «Мессершииттов». Зная, что зторая немецкая
1 четвёрка должна находиться где-то поблизости и
I выше, старший defirenanr Глинка приказал
) верхней паре набирать высоту, а нижней —

о ‘атаковать. Сам он оставался посередине, гото-

==

мощь той или другой паре.

Атаковав заднюю пару «Мессершмиттов», Ми-
китянский и его напарник нанесли врагу поте-
‚ри, но и сами были атаковапы ведущей парой
7 немцев. Наши лётчики манбвром WAH из-под
  удара, а вемцы, выходя из атаки с мабором вы-.
» соты, попали под удар Дмитрия Глинки и о #60
напарника. (00а <Мессеримитта» были сбиты.

Парз Микитянского после атаки набрала вы-
1 соту и оказалась выше всех, пара Беребтнева
теперь стала нижней, а командирекая пара сно-
ва заняла серелинное положению. Bes «этажер-
р ка» после скоротечного боя быстро приняла свой
4. прежний порядок, переместившиеь тольке выше
» на тысячу метров. Такой, чёткий манёвр себя
i оправдал. Новзя четвёрка пемцев, пришедшая Ба
1 помошь потериевшим“ «Мессеримиттам», оказа-
  лась ниже нашей верхней пары. <Мессершиит-
  ты» слова попали в переплёт и потеряли ещё

без потерь возвратился Ha свой аэродром.

Так умело проведенный бой, ¢ постоянным
захватом высоты и строгим соблюдением дис-
i циилины строя, обеспечил ‹ успех. Бомбардиров-
  щики противника, зная о поражении своего ac-
i требительного прикрытия, чувствовали себя He-

И уверенно и действовали беспорядочно. А’Унаши.

у бомбардировщики бомбили врага без помех. Не-
мецкне истребители уже не реталиеь лападать
na бомбардировииков, ‘боясь нашего патруля,
ставшего зозяжном вБзеогы,

! Боевой ‘вылет патруля, организованный по-

i добным образом, может служить образцом. Прав-
1 да, в этом вылете наш патруль ие. сбил ни олно-
и № бомоардировщика, во зато обеспечил высоту

и другим типам истребителей, сковал боём н ва-

i Béc-nopamkenne Hemennum accam. Ioabayach aT aM, -
\ истребители других полков сбили несколько бем-
у бардировщихов. — и
у Разберби бой, в котором мы понесли некоторые,
потери. Здесь вылет был сплапирован правиль+
; во. Две’ четвёрки наших скоростных истребите-
‘ лей, эшелонированные по высоте, являлись ско-
в вывающей труппой, а восьмёрка самолётов
i «ЛАГГ-3» шла несколько ниже как ударная.
NK Наши потребители должны были связать GOOM
вражеское прикрытие и дать возможность
ft «ЛАГГах» прорваться к бомбардировиикам. Мы
у уже изучили пеменкую систему прикрытия бо\м-
1 барлировшяков. Зная, что оно состоит из силь-
я ной группы завесы и относительно слабой груп-
a пы непосредетвениого прикрытия, мы распреде-
лили свои сильё так, чтобы сковать бэем заве+
ву и отияать непосрелетвенное прикрымие.
Командир Вашей первой четвёрки — старший
7 лейтенант Петров, храбро и умело навязал bull
‘ «Мессершинттам» и пе только сковал их, но и
tt нанбо потери, Командир второй четверки —
ы стамний лейтенант Д. Глинка  вилел отхж
п. \АТРов» и приближепие большюй группы не-
и мепких бомбардировщиков к району цели. On
if повёл свою групну в атаку на бомбовозы, про-
рвавитись мимо непосредственного прикрытия.

ft Он не мог допустить, чтобы фашистские бомбар-
у.  дировщики сбросили свой груз па головы наших
i наступающих войск. Поэтому, Иля на риск,
й Глинка ворвался 80 вражеский строй, разбил и

 
 
 

 
 

    
  

к вый в зависимости от обстановки притти на по-

две машины. Сбив пять самолётов, наяш патруль

Гаинка лично ебил три «Юнкерга-55», но и сам
был подбит истребителями прикрытил.

_ Увидев затруднительное положение товарищей,
которые, атакуя бомбардировщиков, сами попа-
дали под удары при выходе из атак, старший
лейтенант Петров пришбл им на помощь. Ero
летчики стали сбивать истребителей прагрытял
и бомбардировщиков, но в свою очередь подвертг-
AHCL атакам тех немецких истребителей, которые
твиерь занимали господствующее по высоте и9-
ложение и ве были скованы в своих действилх.

B результате боя наши ассы сбили восемь
бомбардировщиков и два истребителя, потеряв
Aba самолёта. Летчики спаслись па парзанотах.

Но из-за пепразильнох  пазалоноя группы
«ЛАГГ’ов» вся тяжесть борьбы легла на паших
ассов. Еели бы задуманное взалмолействие было
построено более крепко, мы не понесли бы ио-
терь, а «ЛАГ”и» сумели бы сбить немало бом-
бартировщиков. Когда’ мы эсуществляли подобное
взаимодействие влутри своего полка, наши удар-
ные группы” благодаря решительным действиям
сковывающих групи прорывачись х бомбарди-
ровщяках и с успехом уничтожали их, Так,
четвбркх самолётов пох командованием acca
лейтенанта Лавицкого сбила двух корректиров-
munos .

3 сбитых немецких самолё-
тов —: вот первомайскяй ра-

порт гвардейцев, летающих на  

«Латышский стре-

Л. ЛЕОНИДОВ.

самолётах
ло».

‚битедей дрались с двадцатью

РАПОРТ
СИБИРЯКАМ

Дорогие друзья!
ы, лбтчики 12-го гвардей
оком истребительного полка,
бъём врага на самолётах, по-
строенных на собранные ва-
ми средства. ;

Летая на этих MalrMnax,
мы всегда помним, что мы нэ
одни, что с нами боевые дру-
въя, комсомольцы” Кузбасса,
Нарыма, Новосибирска и весь
наш мнотомиллионный совет-
ский народ.

„На построенных вами само-
летах мы уничтожаем  нена-
вистных немцев и будем, бить
их, пока ни олного фантист-

ского выродка не останется
ка нашей‘ земле,
На camonére «Комсомол

Кузбасса» летает гвардии ка-
питан Цыганов. На этой мз-
шине ом зажёг и вогнал в
землю немецкого  раяведчика
«ФВ-1$9>. Гвардии лейтенант
Помогалов увеличил свой
счёт на 4 сбитых самолёта
врага, гвардии лейтенант Ке-
лейников — на 2...

Комсомольцы-сибиряки! 9Эс-
хадрилья гвардейцев,  лётаю-
щих на построенных ва-
ми самолётах, уже Сбила 8 и
подбила 4 фашистских маши-
ны. Своих потерь» не имела-
Мы не пожалеем сил, чтобы
сделать ещё больше, и, если
нужно будет, тотовы отдать.
жизнь для победы над вра-
rom!

Гвардии майор
°К, МАРЕНКОВ,

ОПРАВДАННОЕ
ДОВЕРИЕ

Бой шёл над липией фрон-
Ta. Вобемь советских  истре-

неменкими маиинами. И побе-
да осталась за русакими лёт-
чиками, Они сбцли три He-
мецких самолёта, не потеряв
нн одного

Это один из многих © BOB-
душных боёв, в которых до-
велось летчикам
немпами из самолётах, пола-
рениых им саратовскими кол-
хозниками, }

Доверие колхозников истре-
бнтели оправдали, Только ва
олну из операций они сбили
44 неменких машины, потеряв
лишь два своих самолёта.
Гвардии майор Ковалев мо-
жет сегодня доложить колхоз-

никам ‘о том, как водном бою,
он обнл ? самолёта, Лейте-

нант Сыромятников мог бы
вписать в рапорт  колхозни-
кам итог своих бовв на’ но-
вых самолётах: к 10 сбитым

panes самолетам прибавилось
еще 5. i

Капитан Г. АРИСТОВ.

дратьея с’

 

«т колхозников Саратовской области»

В холодный январский день
на одном из аэродромов под
Саратовом было необычайное
оживльние Между ровными
рядами поблескивающих но-
веньких «ЯК`ов» ходили wer:
чики-гвардейцы с Ленинград-
ского фронта. На фюзеляжах
боевых машин ленинтралцы
читали надниси, сделанные
большими краоными буквами:
«От, колхозников Жерновского
райюня Саратовской области»,
«От. колхозников  Комсомоль-
око района Саратовской ©б-
ласти», «От колхозников Мар-
ковоког района Саратовской
области». Котда лётчики уз-
нали, что эти машины пере-
дают им, общее мнение выра-
зил гвардии капитан Дубо-
BHK:

— Ha. camonérax, построен-
ных на средства саратовских.
колхозников, мы будем ещё
крепче бить немцев на цод-

ЗВ этот же лень гвардейкы .
написали письмо саратовокям
колхозникам:

«Дорогие товарищи! Горязю
благодарим Bac 3a отличный
подарок. Хороший. почин еде-
лан на полученном. от Bao
боевом самолёте. В честь цер-
вой победы на машине твар-
дни капитана Дубовик появя-
лась красная звезла. Так у
нас отмечается каждый сби-
тый немецкий самолёт. Еща
раз спасибо вам. Желаем
побед в работе на полях,
высоких урожаев».

На самолётах колхозников
Саратовской области твардей-
цы под Ленингралом за не-
сколько месяцев своей работы
сделали сотни боевых  выле-
тов, провели десятки воздущ-
ных бобв.

Сейчас  лётчиками Н-ской
твардейокой части уже сбито
15 немецких самолётов, при-

чем 14 ‘из них — хваленые
SEA РАДУ немецкие истребители новей-.
Этому калитану и довелось   шей марки  «Фокке-Вульф- 
открыть ‘боевой счет на новом   1903.
самолёте. С короткой дистан- ‚’ Попковиик
ции он сбил «Ме-109ф», Д. ШАНШАШВИЛИ.
Совсем недавно их прову-   старшего лейтенанта Бочков&.
жали ua фронт. Представи- Сертею Лавренкову 20 лет.
тели комсомольцев  Новоси-   Он пришёл на фронт сержан-
бирокой области передавали   том, только что окончившиям
им на заводском аэродроме   военную школу. За несколько

новые боевые машины, по-
строенные на средства моло-
дёжи. Каждому лётчику да-
вали наказ.  

— Бейте без пощады гадов.
Помните, что B 8TH машины
вложены не только наши
деньги, HO .беспредельная лю-
бовь к родне и лютая нена-
висть к врагу, — говорили на
митинге новосибирцы.

Молодые лётчики хорошо
помнят эти смова. Слава эска-
дрильи лейтенанта Лихачёва
быстро разнеслась по всему
фронту. Комеомольцы-лётчикя
оправдали надежлы  молод8-
жи, отдавшей свои средства
на постройку авиазекадрильи
имени новосибирского KOMGO-
мола. Ва месяц лбтчики сби-
ли свыше двух десятков Ca-
молётов.

У эскадрильи свои боевые
традиции. На фюзеляже  од-
ного самолёта надпись: «Петр
Гробовой». Oro имя знает
каждый. Новичку, прибывиие-
му в часть, мною расеказыва-
ют 06 отважном истребителе
воспитаннике. комсомола
Петре Гробовом, учат быть
похожим на него. Он первым
открыл боевой счет части,
всегла бесстрашно дралея ©
вратом, сбил 8  фалцистоких
самолётов.  Гробовой погиб

` смертью храбрых, но его имя,

как призыв к победе, носят в
сердце воины полка.

На самолёте его имени 13
красных звезд. Это боевой
счёт командира эскадрильи

 

НА ИСТРЕБИТЕЛЕ

В начале марта меня вызва-
ли в штаб.

— Вам, товарищ Вострухин,
выпало большое счастье,
сказал командир, — будете
летать на самолёте, построен-
ном колхозниками Саратовской
области. 7

Прямо скажу, что это ©00б-
шение сильно обрадовало меня.
Такое почётное доверие сви-
детельствовало / о хорошей
оценке моей прошлой работы.

Вскоре я принял моего
«балашовца», Облетывать ма-
шину долго не пришлесь —
очень хороший оказался само-
лёт. Надиись на его  фюзе-
ляже «Балашовский  колхоз-
ник» каждый раз напоминала
мне о моих высоких  обязан-
HOCTAX, НИ
`_Б марта я вместе с товарн-
щами первый раз вылетел на
новой машине в боевой полёт.
Перед нами стояла задача
прикрыть наземные войска, A
шёл ведомым в паре с коман-
диром эскадрильи капитаном
Муравьевым. Подойдя к ли-
нии фронта, мы заметили боль-
шую груплу немецких истре-

«БАЛАШОВСКИЙ НОЛХОЗНИК»

бителей «ФВ-190». Их было
13, мы же летели шестеркой,
но зато у нас было превосход-
ство в высоте. ^^ Использовав
это, мы стремительно атакова-’
ли врага. Завязался жаркий
воздушный бой.

Я сверху сзади настиг не-
мецкого ведущего. Полойля на
дистанцию 50 м., дал несколь-
ко коротких очередей. Немец-
кий лётчик тоже успел огрыз-

нуться огнем, но промахнулся, _

а сего самолёт моментально
вспыхнул и у всех на глазах
сгорел в возлухе. Эта победа
меня ещё больше воодушеви-
ла, прилала новые силы для
борьбы с врагом,

Бой продолжался с исклю-
нительным ожесточением. Раз-
вернувшись Ha 15) градусов,
я увилел перед собой лругого
«Фокке-Вульфа», который ›пы-
тался зайти мне в хвост,

— Ha лобовую, — мгиовен-
но пришло решение.

И мой «балашовен» понесся
вихрем на врага. Немеи  на-
стойчиво летел мне навстрецу.
И всё-таки нервы ‘у него не
вылержали. Он взмыл горкой
и стал уходить. Я устремился

за немцем, настиг ero и 96-
стрелял короткими очередями.
Вражеский самолёт покачнул-
ся) а затем’быстро пошёл вниз
и ‘врезался в землю. Tak B
этом б0ю я сбил две немец-
кие машины. Это было боевое
крещение «балашовца»,

Второй раз мы встретились
с группой «Ю-87». Схватка
была короткой, но жаркой. Я
уничтожил третий вражеский
самолёт. Через лень свалил
ещё одну машину, а затем и
пятую. Кроме того, совместно с
капитаном Муравьевым в груя-
повом бою сбили ешё одного
немца: Мой личный боевой
счёт на этой машине увелн-
чился до 14 сбитых вражеских
самолётов.

Я думаю не остаться в дол-
гу перед ‘колхозниками Бала-
шовского района, Саратовской
области, построившими на свои
средства этот замечательный
самолёт. То доверие, которое
мнё оказали, я постараюсь
оправдать с честью.

Трижды орденоносец
гвардим пейтенант
П. ВОСТРУХИН,

дней он сбил 5 самолетов.

Однажды Лавренков возвфа»
щался из воздушной развед-
ки. Над линией фронта ему
повстречался  фашистский са-
молёт-разведчик. Фашист вся-
чески хитгрил. маневрировал,
но избежать боя так и не су-
мел. Лавренков Вотнал. его в
землю. В друм бою он обил
два немецких бомбардиров-
щика.

Героический полвиг <овер-
шил молодой ‘лётчик  млад-.
ший лейтенант Владимир Гу-
бич. 21: марта он не вернулся
8 боевого залания. Многие
друзья загрустили, считая,
что лётчик погиб. Но коман-
дир части верил, что. Губич
вернётся.  Перевязанный и
обожженный, лётчик пришёл
на второй день Велед за
ним пришло сообщение о ето
подвиге. В воздунтном бою
Губич сбил 2 самолёта враз

 

ra, причем один из них про-.

таранил.

Изо дня в день славные
сыны ленинско-сталинского
комсомола возвышают славу
русского оружия, сражаясь ©
врагом на самолётах, moma-
ренных о им  Комсомольцами
Сибири.

Майор И. КОШЕЛЕВ.

СПАСИБО
САРАТОВЦАМ .

Олнажлы к нам приехали
лётчики-испытатели с авиа-
пионного завола и pacckasa-
ли, как Ферапонт Головатый
на свои сбережения покупал
истребитель Наши лётчики
тоже мечтали бить врага на

самолётах, построенных ‘на
средетва колхозников.
Й вскоре желание наше

сбылось: мы получили в по-
дарок самолёты, саратовцев и
на этих самолётах теперь бъем
поганую немчуру.. Начались
бои. Особенно мне запомнил-
ся олин весенний день, когд%
в Возлушном б0ю я поймал
немца в прицел и очередью из
пушки сбил врага Это была
моя первая личная победа. Ия
очень рад. что открыл свой
боевой счёт на самолете, по-
строгяном на средства, 606-
у
ранные  колхозниками RoMoo-
мольского района Саратовской
области.

Всего. на этом. самолете я
уже сделал ‘свыше 50 боевых
вылетов. провёл 10 воздуш-
ных бобв и сбил 5 немецких
самолётов, из них 2 лично.

Спасибо  сяратовцам! От
личный подарок преподнесли
они нам. г

Гвардии лейтенант
М. МИХАЙЛОВ,