чт @ ee a

eam tc se Tw

тяни

Зы 2 39 9. 24

>=:

-. Se ee ee

тюльсвим, командованием общая
ость ПОЛЬСКОЙ архии была определена в

% предложением

‚Польского

7 мая 1943 г. № 19 (147).

=—ж———=—=—=—=—=—=—=—=—=—=—«.«З, rete ieee bsneannaniatatace tates

ЗАЯВЛЕНИЕ ЗАМЕСТИТЕЛЯ НАРОДНОГО КОМИССАРА ИНОСТРАННЫХ ДЕЙ тов, А, Я, ВЫШИНСКОГО
ПРЕДСТАВИТЕЛЯМ АНГЛО-АМЕРИКАНСКОЙ ПЕЧАТИ В МОСКВЕ 6 МАЯ с, г,

армию для боевых действий на советско-
германский фронт не проявило. Больше то-
ro, Польское
отказалось от направления своих частей
на советеко-германский фронт, с мотиви-
DOBKOH, что «использование отдельтых ди-
визиИ ничего не дав» и чо «возможная
ооевал подготовка елной ливизии не оп-
равдает наплих ожиданий».
генерала

т

Репду поступизтих запросов 60  ето-
юны нокоторых ‘ представителей — знгло-
мертканской прессы по поводу советгсхо-
польских отношении, я, по поручению
Народною - Комиссариата Иностранных
ел, считаю медбходимым ознакомить Bac
в нокоторыми фактами и моментами, от-
посящимися к этому вопросу.

Эю в данное время, тем Gomes пеббхо-
yam, что нынешнее Польское Правитель-
тво, под влиянием прогитаеровских эле-
центов в Нм и в польской печати, вы»
звало известное решение Советекого Пра-
зительства  Прервать отношения © Поль-
crm Правительством, а польские  офи-
пиальные лица, польская печать и поль-
ское радно продолжают. распространять
многочисленные лживые заявления по во-
просу. 0 советеко-польских  отмошениях,
При этом они сплошь и рядом пользуют-
(я неосведомлённостью лтироких  общест-
венных кругов © действительных фактах
13 области этгих отношений,

1. 0 польских воинсиих частях,  фор-
мировавшихея в СССР, — Велел за 38-
ключениом 30 июля 1941 г. польско-со-
ветсхого соглаптения было приступлено к
форупрованию па территории Советского
(оюза польской армии в соответствии ¢
заключённым между советским и поль-
(KIM командоваяием ’ военным  соглалие-
нием от 14 августа того же года. Тогда
же 10 договорбиноети межлу советским и
числен-

30 тые, человек, причём в соответствия
генерала Андерса было
признано также пелесообразным, по м®ро
том ках та или иная дивизия будет го-
това, мемедленно паправлять её на во-
ветеко-германский фронт,

Советские воспные власти, 10 yrasa-
mmo Советского Правительства, всемермо
чдействуя польскому КОМАНДОВАНИЮ В
паиболее быстром разрешении всех вопро-
в, связанных с ускоренным форжирова-
нием польских частой, полностью. при-
равияли снабжелие польской армии \к
спбжению частей. Красной Армии, на-
холщихся па формировамни. Лля финан-
стрования ” мероприятий, связанных ©
формированием и содержанием польской
apm, Советским Правительством был
предоставлен  Польскому Правительству
боспроцениитуй завм в сумме 65  милдио-
лов рублей, который впоследствии, после

1 яэваря 1942 г.,`был увеличен ло 300\

упахионов рублей. Помимо этих сумм,
выделенных  бозетским Правительством,

было выдаю больше чем 15 миллионов
pybaet безвозвратных пособий офицерско-
му составу формировавшихся польских
воинских частей.

Нужно отметить, что несмотря на пер-
воначально установленную численность
польсвой армии в 30 тыс. человек, на
25 октября 1941 г. польская армия уже
насчитывала‘ ‘41.561 человек, ‚ из них
2.630 офицеров, Советское Правительство
бизтожелательно отпеслось к предложению
Правительства, сделанному В
декабре 1941 т. генералом Сикорским, 0
дальнейшем расптирении контингента поль-
ской армли до 96 тыс. человек. Волед-
ствив этого решения польская армия раз-
збртывалась в составе 6 дивизий и, кро-

хе того, первоначально определённый 60-

етав офицерской школы, запасных  ча-
cre и частой усиления армии в 3 тыс.
человок было пышено ‘увеличить д 30
тые. человек; Вся армия, в соответствии
в пожеланием Польского  Правительства,
была пероведена в южные районы СССР,
—чт\№ диктовалось, тлавным образом, кли-
матическими условиями, — где было раз-
вернут строительство лагерей и Тазме-
щены штабы, военные школы, санитарные
учреждения ит, п. Г

Несмотря на трудные условия воениого
времени, в феврале 1942 года польиекая
армия развернулась уже в составе наме-
Ченных и и насчитывала 73.415
чел. Онего, вопреки неоднократным. за-
зерениям польского командования © Pe-
шШимости возможно скорее ввести в дей-
ствие CBO части, фактический срок вы-
ступления этих частей на фронт’ неизмен-
но откладывался. В мачале ‘формирова-
ния польской армии срок её готовности
был определён 1 октября 1941 г., при-
ч6м польское командование заявляло, что
оно ститавт целесообразным  маправлять
Ha фронт отдельные свои дивизии по мере
того, как будет заканчиваться их @0р-
мирование. Хотя подготовка отдельных
частей и запазльвала, тем не менее, если
в 1 октября, то несколько позже, име-
лась полная возможность выполнить это
намерение. Между тем, оно ие было вы-
полнено и польское командование amo HS
поставило ни разу вопроса 0 направлений
сформированных польских дивизии na CO-
зетско-германский фроит. Советское” Пра-
Вительство Но считало возможлым торо-
пить Польское поманхование с этим делом,
Но воб же спустя Б месяцев после начала
‘Формирования польских частей, а именно
в феврале 1942 т., Советское Правитель-
ство  поинтересовалось, когда польские
Части натнут воевать против гитлеровиев.
При эмм была названа 65-я дивизия, как
ужо закончивитаял свою подготовку. Ставя
ator вопрос, Советское’ Правительство  ис-
ходило, раньше всего, из прямых и AC-
ных положений совотско-польского  BOCH-
ного соглашения 14 августа 1941 тв
nyakne 7 которого говорилось: «Польские
армейские части булут двинуты ма фроит
по достлженяи полной боевой готовности.
Они будут выступать, как правило, 06+
риненияии не меньше дивизии и будут
использованы в соответствии © оператив-
пыми планами Ворховлого командования
COOP»,

Несмотря на столь категорическое уга-
зание воошиосо соглашения, тенерал  AH-
дер от имени Польского Правительства
Вослодетвии заявил, что он считают нейм-
лательным вводить в бой отдельные диви-
зип, хотя на других фронтах полями дра-
лись даже бригадами, Генерал Андерс. дал
бощание, Что вся польская армия будет
тотова пришить учаютие в боевых лействи-
ях с немцами к 1 июня 1942 г. Извест-
10, чо ни 1 июня, ни значительно позже
польское командование и Нольское Прави-

Тельство готовности направить польскую

Ховольствия
войны на Тихом окелне привела к нооб-
холимости ‘сократить количество
отпускавшихея невоюющим‘ войсковым ча-
сетям в интересах обеслечения снабжелия
воющих
командовалтие пе проявило
лания  налтравить хоть какие-нибудь поль-
сие воинские части Ha советско-герман-
crit фронт м продолжало держать
глубоком тылу, Советское Правительство,
естественно, вынуждено было
вать эти части Kak невоюющие войска,
вследствие чето на пих и было распрост-
ранено тепление © сокращении продоволь-
стенных пайков для невоюющих войско-
вых частей. }

использования:

Ближний Восток и в авпуюте 1942 г, бы-
ли эвакуированы дополнительно 44.000
человек польских BOCHHOCIY MAIER,

Мей польских военнослужащих,
пе успели к моменту эвакуащии прибыть

Правительство и формально

(Телеграмма
1 Оикорскою or 7 февраля
1942

Между тем, нодопоставка в. СССР mpo-
вследствие возникновения

пайков,

войск. Поскольку польское

нихакого же-

Ух в

рассматри-

В силу этого, Советоким Правительством

было принято решение с 1 апреля 1942г.
согратить
пайков ло 44 тыс, и paspemarn,
ветствии с желанием Польского Празитель-
ства, эвакуацию в Иран польских частей
сверх 44 тысяч, оставшихся в Советском
Corse. Эта эвакуащия была проведена в
марте 1942 г., когда из ОСОР
31.488 человек военнослужащих.
с ними было разрешено выехать и 12.455
чел. членов” семей польских военнослужа-
щих.

количествю продовольственных.

B COOT-

выехало
Вместе

Отказызаясь вывести свою армию

на
советско-германский фронт, Польское Пра-
вительство в то же время добивалось co-
тласия Советекого Правительства на про-
ведение на территоряи ССОР дхополнитель-
ного ‘набора в польскую армию, Одповре-
менно с предложением
наборе, Польское Правительство
лось к Советокому Правительству в но-
той, в которой говорилось о таком исполь-
зовапии польских воинских частей, кото-

© пополнительном
обратя-

рое означало не что иное, как отказ от их
: на, COBLTCHIP-TEPMABCKOM
фронте, В ответ на эту ноту (от 10 июня

1942` г.) Советское Правительство увело-

мило Польское. Правительство, что, так

кап. вопреки договору между COOP xt Toap-

шей, Польское Правительство пе считает

возможитым сформированные в’СОСР. поль-
ские части использовать ‘на <оветско-гер-
манокомх фронме, Советское Пралиетельство
не можег раорешить лальнойтее форуиро-
вапие польских частей в СОСР.

Тогда был поставлен вопросе © полной
эвакуации польской армии из ССОР на

Таким образом, вопрос об участии поль-
ских войск в общей с советокими войока-
ми борьбе против гитлеровокой Германии
Польским Правительством был снят с 19-
рядка дня. Польское Правительство pemn-
ло этот вопросе отрицательно, вопреки
первоначальным CROWM заверениям, вопре-
ки сделанному в Декларации 4 декабря
1941 г, ‘торжественному заявлению 0
том, что «войска Польской республиви,
расположенные на территории’ Советского
Союза, будут вести войну с немецкими
разбойниками рука б руку ¢ советоками
войсками».

Перед влофой эвакуащией командование
исльской армии просилю © мыезле вместе.с
частями польской армии 20—25 тыс. че-
ловек членов семей польских  военнослу-
жащих. Советское Правительство, уловяе-
творило эту просьбу. Фактически же к
1 сентября 1942 т. уже было эвахуаро-
рано 25.301 чел. членов семей польских
военнослужалиих. Всего, таким образом,
выехало из СОСР ещё в 1942 году, кро-

мо 75.491 чел. польских  военчослужа-

щих, 37.756 чел. членов их семей.

В последнее время, Польский посол
г. Ромер возбудил вопрос © иополнитель-
пом выезле из СОСР 110 чел; членов се-

котов

на эвакуационные ‘пунеты. Советское Пра-

вительство Пазрептило этот вопрос поло-
жительно, Никаких других предложений

06 овакуации оёмей Польских воепнослу-

жащих ти командовалие польской армии,
пи польекое посольство Советскому Пра-
вительству Me делали.

Все  утверждения, будто советские вла-
сти препятетвовали или препятствуют вы-
езду из ОСОР польских подданных, чис-
ленноеть которых в действительности He
велика, & также- членов семейств поль-

ских  росппослужащих,  выехавигих Ue
Советского Союза, являются лживыми.
Boi вышеизложенное свидетельствует,

что со стороны Советского Правительства
были приняты все меры, обеспочивав-
тие успешное формирование и разверты-
вание польской армии на территории С0-
ветского Corsa. i j

Соглашение от 30 ифля 1941 г. п
Декларация от 4 декабря 1941 г. поста-
вили перед Советским Правительством и
Польским Правительством совершенио onpe-
доленную и ясную задачу. — об’елинтить
усилия советского и польского народов В
совместной борьбе против гитлеровских
разбойников и оккупантов, созлать BOOLY-
шовлённую этой великой идеей польскую
армию и дать ей’ возможность плечом Е
плечу с Красной Армией сражаться за пе-
зависимость своей родины.

Советское Правительство сделало Bee
необходимое для разрешения этой задачи.
Польское Правительство поло по друго-
му пути. Оно не захотело вывести свои
Дивизии На советеко-горманекий porwr,
отказалось использовать против. немцев на
этоя фронте польские войска рука 00 ру-
ку © советсклхт войсками, и тем самым
увлонилось 0г выполнения принятых на

себя обязательств.

вывело m3. COCP свои воинские части и

rapid) AI предназначавллихея польским

СТАЛИНСКИЙ СОКОЛ.

В связи с вопросом о формировании на
территории СССР польской аруви, необхо-
имо остановиться также Ha следующем:

После воссоединения волею. украннско-
го и белорусского народов Запалпых обла-
стей Укравны и Белоруссии с Увраин-
ской Советской Республикой и Белорус-
ской Советской Республикой был излан
29. ноября 1939 г, Указ Презилиума Вер-
ховного Совета, в силу которого, в’ с00т-
вететвии с общееоюзным законодательст-
вом 0 гражданстве, жители этих областей:
приобрели copercnoe тражданство. har 4
уже указал, после восстановления отно-
шений между Советским Правительством и
Цольским Правительством и заключения
советско-польского военного‘ соглашения
ог 14 августа 1941 т,, Советское Прави-
тельство провело ряд: мероприятий по 0б-
логчению формирования на территории
ОССР’ польской армии. Чтобы’ водейство-
вать формированию этой армии и обеене-
чить ев кадрами, Советское Правительство
выразило готовность, в виде изятия, из
Указа or 29 ноября 1939 года, расвемат-
ривать ‘лиц польской ‘национальности из
числа жителей Западной Украины и 3За-
падной Белоруссии как польских поддая-
ных. Несмотря на это проявление доброй
воли и уступчивости Советского Прави-
тельства, Польское Правительство отри-
цательно ‘отнеслось’ к этому arty Совет-
ского Правительства и не удовлетворилось
им, исходя из своих незаконных претев-
зий в отношений территорий Западной
Украины и Западной Белоруссии. Между
тем, Польское Правительство ещё в авгу-
сте 1942 г. как я уже говорил раныне;

тех самым отпала необходимость в лаль-
нейшем формировании польских воинских
частей на советской территории. Ввиду
указанных выше обстоятельств отпала He-
обходимость то изятия в отношения
лиц польской национальности, на kO0TO-
pos Советское Правительство выразило
свою готовность в хекабре 1941 года. По-
этому Советское Правительство 16 лива-
ря 1943 года сообщило Польскому Пра’
зительству, ‘что сделанное им ранее заяв-
ление 0 готовности лопустить нз’ятие 13
Указа 29 ноября 1939 г. в отношения
указанных выше лиц польской националь-
ности следует считать утративитям. силу
и вопрос о возможности нераспростране-
ния на них постановлений советского за-
конодательства о гражданстве — отлав-
шим. }

Таковы фавты, проливающие полный
свет на обстоятельства формирования на
территории ССР п№ъских воинских ча-

‘стей и вывода этих частей из Советского
‚Союза.

П. О мероприятиях помощи польсним
семьям, эвакуировавшимся из занятых не-
мациихи захватчиками районов.
самого момента восстановления Советеко-
Польских отношений летом 1941 года
Советекюе Правительство охотно ло нал
встречу Польскому Правительству в деле
организации помои польским граждажам,
находятщимся на территориям ОССР. В евя-
зи с этим Советское Правительство paspe-
шило открыть во многих городах Совет-
ского Союза представительства польского
посольства, Такие прелставительства были
открыты в 20 пунктах Советского Союза.
На местных представителей посольства
возлаталась обязанность оказывать поль-
CRIM гражданам материальную помотть.
 Эта помощь оказывалаеь прожуе всего за
счёт средств прехоставленного для этой
цели Советским Правительством займа в
100 миллионов рублей, сверх упомянуто-
го уже мною займа в 300 миллионов руб-
лей. Эта помошь оказывалась также 34
счёт средств польского посольства и по-
ступавших в распоряжение посольства‘ по-
тертвований из за границы.

Советское правительство сочло возмож-
ным наряду с учрежлением в 20 пунктах
Советского (01038 специальных представи-
тельств посольства, допустить также. наз-
пачение посольством так называемых до-
веренных лиц. № 1 января 1943 года
Народный Комиссарнат Иностранных. Дел
дал согласие на назначение 421 дове-
ренного лица ›’ польского посольства,
которым местные органы оказывали BCA-
ческое содействие в работе.

Таким образом, польское посольство по-
лучило возможность организовать на всей
территории Советского. Союза птирокую сеть
своих прелстазятелей, через которых оно
мотло осуществлять систематическую по-
мощь нуждающимся польским гражданам
и оказывать ‘©в0ё влияние в духе совет-
ско-польского сотрудничества, используя
пля этого и такие средства, как издавае-
мая польским посольством, при содействии
Народного Комиссариата Иностранных Дел
тазета «Польсква»:;

Представителям посольства, как. и хове-
ренным лицам, были прехоставлены Совет-
‘ской властью. все условия для наиболее
успеплного разрешения поставленных перед
ними задач.”

Советское Правительство в тех же це-
лях помоши польским гражианам провело
также в жазнь рях крупных Финансовых
It хозяйственных мер, налтравленных. wa
усиление материальной помощи неимуптям
польским гралманам. Советским Прари-
тельством были выпелены специальные
продовольственные бойлы для польских
благотворительных ‘учреждений
предоставлен льтотный железнодорожный

гражиапам грузов. Шри полном содействия
советских: властей посольством было Opra-
низовано 589 благотворительных учрежде-
ний (столовых, детских домов, детских
ясель, домов для инвалидов и т. д.). Та-
ким образом, со стороны Советского. Пра-
вительства были приняты 36е меры для
YLODACTROPCMUA . TY польекого населения,
для. широкого и плототвортого развития
деятельности польских учрельдений, имев-
их своей задачей оказалие польскому
населению ‘материальной mood.
Всемерно содействовали развитию лея-
тельности местных” польских прелстави-
тельств и оказывали этим представитель-
ствам широкую помощь и местные совет-
came органы — Иблотлиительные Комите-
ты Советов Лепутатов Трудящихея, — на
которые легли основные заботы по уст-
ройству польских граждан, по снабжению
их продовольствием, жильём, топливом,
модицинокой помощью, по устройству их

‚тельностью. Так, были изобличены и выс-

и был.

Wa работу и т. п., что представляло нема-
зые трудности, о ввиду исключительных
условий военного времени. В этих усло-
виях польским представителям предостав-
лялись широкие возможности плодотворной
работы по опазанию материальной помои
нуждающимся польским гражданам. На
деле, ‘олнако, оказалось; что’ польевие
предотавительства на местах и ряд о их
сотрудников и доверенных лиц, вместо че-
CTHOTO зыполнения своего долга и своях
обязанностей в сотрудничестве с местными
советскими органами, стали на путь’ вра-
ждебной СССР разведывательной деятель-
HOCTH.

Виновлью в этом лица были преданы
суду, который установил, что свою разве-
дывательную работу местные предетавяте-
ли повольства проводили подо прикрытием
якобы «благотворительной» ‘деятельности
и широко используя нужиаюнщихся в мая
териальной ‘помощи польских тражран и
о главными организаторами этой враж-
дебной Советскому Союзу преступной дёя-
тельности ряда польских ‘траждан были
некоторые дипломатические сотрудники по-
сольства, которые поощряли, организовы-
рали и руководили этой преступной дея-

ланы из СОСР 6. глава польской военной

миссии тенерал  Воликовский, — играв-
Пий «ony 3 важнейших — полей
в насажлении и осуществлении в
OOCP шпионажа, первые секретари

посольства — Арлет и Залэнский,  яв-
лявшийся = одновременно представите-
лем посольства по Владивостоку; вторые
секретари — Груя (представитель по Ар
хантельской области) и Глотовский, атта-
по посольства — Роля-Яницкий, Слови-
ковский, Плоский, Лицкинлорф, Коспял-
ковский, Хейцман и другие, большинство
которых ‘одновременно исполняли обязалино -
сти и представителей посольства в pas-
лачных краях и областях. Кроме указан-
вых выше лиц, в’ престуоной по отноие-
нию к СССР. доятельности участвовали
хругие представители посольства и сотруд-
ниви представительств, которые были при-
влечены к уголовной ответственности.
Часть из них была выцворена из прелелов
Советского. Саюза, а часть была предана
‘суду и осукдена к различным срокам
лишения свободы.

Надо сказать, что подавляющее боль-
лкинотво привлеченных к ‘уголовной от-
ветстронноели представителей и сотрулня-
Ков польского посольства, помимо разве-
дывательной фаботы, занимались система-
тичебким распространением ‘всяких кле-
ветнических, враждебных Советскому Сою-
зу слухов и вылгыюлов, рассчитанных ha
лискретитацию советских порялков и Upe-
‘следовавиьих пель возбужиения ‹ педоволъ-
ства и неприязни польских граждан KR c4-
ветеким людям. Имели место и’ многочие-
ленные факты восхваления гитлеровцев
упомянутыми польскими представителями,

а Звже злостных выпадов ¢ их CTO-
роны против Красной Армии, растро-
странения пораженческих провова-

пионных слухов. Полавляютщее болычин-
ство этях лип, как и пругих из числа
привлечённых к уголовной ответственно-
сти, на суде сознались в своей преетупной
пеятельности и дали на суде показания,
полробно характерисуютщиие как существо,
тах и методы этой деятельности,

посольством «Инструкцию © курьерско
почте», в которой содержалиеь практиче-
ские указания курьерам по позоду выпол-
нения   AME нелегальных = функций,
по ‘Поволу пользования особым . шифром,
условным кодом, условными о паролями
ит. п. ь

Насколько неразборчивьыми в стелетвах
и Метолах своей преступной деятельноети
были некоторые представители посольства,
можно сулить тю документу, претставляю-
щему собой официальное отношение за под-
писью атташе посольства г. Повежа от
19 февраля 1942 т. на имя  дозеренного
тор. Алма-Ата г. Венцека. В этом отноше-
нии говорилось буквально следующее; «В
дополнение к нашим предыдущим разгово-
pat сообщаю пану решение посольства
Польской республики. касающееся Валией
делеталуры: 1, Вам лаетея праве на тпро-
ведение ‘натболее осторожным. и секрет-
ным образом скупки лфатоценностей...»

31 мая 1942 г. Народный Комиссафи-
ат Иностранных Дел сделал польскому по-
сольству предупреждение по поводу фак-
Тов враждебой x ОСОР питионокой рабо-
ты некоторых представлтелей посольства.
Этого. предупрежиения оказалось недоста-
точно. Разведывательная и другая звраж-
дебная Советскому Союзу деятельность с0-
трудников польского посольства, несмотря
на предупреждение, не прекратилась. Тог-
za, 20 июля 1942 тола Народный №-
миссариат Иностранных Дел сообщил
посольству, что институт польских пред-
ставительств, как не оправдавший себя,
подлежит ликвилации. :

Тавовы akThl, относятщиея к вопросу
© помощи польским семьям, эвакуировав-
шимоя из занятых немецкими захвалчи-
ами районов и характеризующие  дея-
тельность некоторых враждебных Совет-
скому Союзу польских представителей в
COCP.
Уже приведенные мною факты могут
служить ответом Ha многочисленные за
последнее время лживые и враждебпые в
отношении (оветекого Союза выступления
Co бторолы польских представителей и
польской офипиальной печати. Лживость
и антисоветская праждебность  полобных
выступлений ме могут воспрепятствовать
действительно дружественным и близким
советоко-польским отношениям, в которых
запттересованы народы Советского (Союза
я Польши, особенно nope лицом общего
врага — гитлеровежой Ten ania.

, oR

as

_ Тов. А. Я. Вышинекий заявил предота-
вителям ангдо-американской. печати, что
он готов предоставить в их распоряжение
копии относящихея к вопросам, изложен-
ным в’ его заявлении, — памятной запи-
ски Народного Комиссаряата Иностранных
Дел, врученной 28 октября 1942 г. Поль-
скому Поверенному в делах г-ну ФСоколь-
Ницкому, и ноты Созетского Правительст-
ва, врученной 31 октября 1942 г. Мини-
стру Иностранных Лел Польской Респуб-
лики г-ну. Рачинскому.

Необхохимо также отметить ‘изданную.

ионов a gC RN eR em ие

НАЛЕТЫ НАШЕЙ АВИАЦИИ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ
УЗЛЫ ДНЕПРОПЕТРОВСК, КРЕМЕНЧУГ, БРЯНСН

В ноль на 6 мая крупные соединения
налией авиации дальнего действия успеш-
nO бомбарлировали железнодорожные уз-
лы Днепропетровск, ‹ Кременчуг, Брянск,

БОЕВЫЕ.

Ap vee eunepeneaensunetnenerensesets parine
инея ка ие ини во ину нии попа нм аа явоионии и

забитые составами противника © боепри-
пасами и вооружением. В результате на-
лёта наблюдались многочисленные пожа=
ры и сильные взрывы. —

ane дения интим

ява иена яая ана

BATA

APMEMCKOM TEYVATH

Tlaroro мая советёкая страна’ отметила
День большевистской печати. Верная свойм

славным тращигиям, выпестованная
Лениным и Сталиным большевистекая
печать в дни великой. отечественной

войны с немецкими захватчиками прочно
вошла в арсенал боевых средств  совет-
ского народа и стала подлинным боевым
оружием его воинов на фронте,

Вольшевистокая печать — это сильней-
шее орудие нашей партии, — непрестан-
по воспитывает у советского воина лучшие,
благородные черты: стойкость и мужество,
отвагу и геройство, беспредельную предан-
ность своей родине и неистребимую нена-
цисть в врагу.

Как бы ни велика была опасность и
ни тяжелы испытания, каждое больше-
вистское слово дышит искренностью и
правдивоетью. Оно вселяет в сознание на-
ших люли веру в победу, поддерживает
бодрость духа, учит упорству,. храбрости,
мастерству. И в обороне, и в наступле-
нии, — всюду острое, неподкупное боль-
шевистское печатное слово сопутствует
боевым успехам наших воинов.

Неизмеримо возросла’ роль красноармей-
ских газет. Они являются сейчас надеж-
ными похошниками командиров и полит-
работников в б0евом и политическом вос-
питапии красноармейских масс: Подлинной
трибуной передовом опыта стали многие
газеты авиационных частей.

Герой Советского Союза капитан Голу-
бев м гвардии капитан Миронов — опыт-
вые, закаленные в боях лётчики — вы-
ступают па страницах газеты «Доблесть»
с радом практических советов, как уни-
чтожать вражеские танки. Майор Плюхов
делится опытом поражения узкчх и длин-
ных пелей, Лётчики впервые встретились
с «Фокке-Вульф-190» и на своих маши-
нах сбили несколько вражеских истреби-
телей. Газета «Доблесть» рассказывает,
что представляет собой этот немецкий са-
молёт, дабт слово самим Участникам
боёв: катитану Веремеенко, старшему ~ cep-
жанту Хохлову, сержанту Кириенко.

Широко пропагандируя подвиги лбётчи-
ков, геронческий труд механиков, газета
«Защитник отечества» на опыте мастеров
умело учит лётные кадры отличному вы-
полнению боевых задал.  Заслуженным
авторитетом в подразделениях пользуются
газеты «Сокол родины», «Сталинский
пилот» и другие. Боевая жизнь летных
частей находит своё правдивое отражение
на станицах красноармейских газет.

Риереди —— решающие бои. Ещё более
ответственные задачи встают перед крас-
ноармейскими газетами, перед всеми ра-
Зотниками фронтовой печати. Определяют-
ся эти задачи  первомайским приказом
Верховного Главнокомандующего Маршала
Советского Союза товарища Оталина.

Товарит Сталин напоминает, что «пред-
стоит 18 суровая и тяжёлая борьба 3a
полную победу над гитлеровскими изверга-
ми». И потому «тлавное сейчас состоит
в том, чтобы вся Красная Армия изо дня
в день  бовершенствовала свою боевую
выучку, чтобы все командиры п бойцы
Красной Армии изучали опыт войны».

Красноармейская печать должна кро
потливо обобщать и умело распространять
весь богатый  переловой опыт  авиа-
пионных катров, накопленный на фронтах
войны. Успехи, достигнутые в воздушных
боях, искусство советских асе0в, мастер-
ство штурмовиков и бомбардиров, умелый
труд, механиков и специалистов аэродром-
ных служб — всё то, что лежит в. основе
победы, следует широко популяризировать
на страницах армейских газет,

Сила большевистской печати — в её
связи. с массами, Только тогда кажлое
печатное слово будет веским и убелитель-
ным, будет учить людей, если оно под-

эскад-
по

Растёт партийная организация
рильй, где заместителем командира

В ряды партии идут передовые воины.
На боевом счету лётчика старшего лей-

тивника, сбитых им лично, и два само-
лёта, сбитых в труппе. Только на-днях
тов. Найденов, сопровождая  штурмови-
ков, встретился © группой «ФВ-190>. Ba-
вязался воздушный бой, в котором Най-
денов сбил одного «Фокке». Отважный
лётчик подал заявление о приёме его в
члены ВКП(б). Его просьба удовлетворена
партийной организацией.

В ряды партии принят командир звена
млалший лейтенант Серенко, обивший
лично и в трупповых воздушных боях 5

Характерной чертой воздушной битвы
на Кубани является стремление немцев за-
воевать господетво в воздухе.

наземного и воздушного, врага. Наши
бомбардировщики и  пггурмовики нанесли
сокрушительные ‘удары 10 наземным
войскам противника, по  артпозициям,
связи и управлению, чем оказали суще-
ственлую помошь ‘частям Красной Армии
в отражении немепких атак.

следующему: только олно Н-ское  соеди-
нение за 2 полели уничтожило около
100 вражеских самолётов,

В этих болх немиы ничего привбики-

ально нового в свою тактику не внесли.
Небольшими группами истребителей
(2—4 самолёта) они часто стремились

заманить наших летчиков на свою терри-
торию и там полвести их пол удар боль-
ших групп. Вывало и так, что офинот-
ный немопкий истребитель, лелая вид,
что не замечает наших самолётов, отвле-

ЛЕТЧИКИ ВСТУПАЮТ В’ ПАРТИЮ

политчаети старший лейтенант Бражник..

тенанта Найденова семь самолетов про-

Советская авиация достойно встретила,

Полытка НВУЦеВ завоевать TOCTIOACTBO
в роодухе сорвалась. 0 напряженифети,
воздушной обстановки можно судить 110

креплено живым примером, Участники боёв
должны явиться самыми активными 69-
трудниками газеты. Приваечение широко-
го авторского актива в красноармейскую
печать, его выращивание и воспитание —
задача каждом редактора и всех работни-
вов газеты, и
Было бы неправильно замалчивать в5е
трудности предетоящей борьбы, Врасноар-
мейская печать всеми доступными ей
средствами должна вести  решительнуто
борьбу со всякого рода зазнайством, само-
уверенностью, самоуспокоенностью.
Учить наши кадры на опыте войны —
это значит вскрывать, и недостатки. И
правильно делают те красноармейские га-
зеты, тде вместе с показом передового
опыта лучших людей вскрываются от-
дельные промахи, неграмотные действия. .
Квалифицированный разбор боевого вылета
или воздушного боя, сделанный опытным
командиром на страницах’ газеты, убеж-
дает, как нужно действовать в данной 0б-
становке, чтобы с наибольшим эффектом
использовать силу своего оружия.

Старший лейтенант Синицын в статье
«Три атаки»  («Оталинский пилот)
вскрывает недостатки одного полёта. Чет-
вёрка штурмовиков, ведомая лейтенантом
Янковским, грамотно построив маршрут я
тактически правильно оценив об’екты, не
добилась в атаках высоких результатов.
«Цели слабо прикрывались зенитным
отнём. Это позволяло значительно снизить
высоту бомбометания, что повысило бы
эффективность удара». Статья учит, кзк
в зависимости от обстановки необходимо
строить манёвр.

Лётчик-истребитель top. Найленов 8
статье «Припельный огонь» («Сокол роди-
ны»), основываясь на собственном опыте,
пишет:  «Прицельный,  уничтожающий
огонь подводит итог всем действиям  лет-
чика-истребителя в воздушном бою. Хит-.
рые тактические комбинации, мастерское
владение техникой пилотирования, дерз-

кая атака -— всё это в конечном счёте

нужно для т0ро, чтобы подойти к врагу
на близкую листанцию и точной. прицель-
ной очередью‘ уничтожить фашиста», Ав-
тор свои положения полкрепляет примерз-
ми, ссылаясь на бой, провеленные капи-
танои Мановым, капитаном Скупченво, &
также вскрывает, почему не могли сбить
вражеских истребителей лётчики Ворейко.
Цыва.

Учить людей искусству современного
боя, указывать пути в достижений побе-
ды —— первоочередное дело газеты, её 0бя-
занность.

Задачи боевого обучения и воспитания
широких красноармейских Mace газета
сможет выполнить при условии, если ee
работники — военные журналисты —
сами в свою очередь булут упорно я нз-
стойчиво учиться военному телу. Можпо
неплохо владеть пером, излагать свои
мысли и слова участников боёв, привле-
хать в газету новых авторов, но нельзя
быть только посторонним.  безучастным
наблюдателем многих боевых лел. Невежла
в. военном деле не может быть настояним
военным журналистом, работником фронто-
вой печати. Нужно не только постоянно
изучать основы авиационной техники,
уметь В какой-то степени пользоваться
авизционным оружием, но при чеобходи-
мости быть и участником боевого вылета.
Газета, имеющая свой глаз на поле боя,
от этого только выиграет.

Учить авиационные кадры военному
мастерству, широко передавая опыт луч-
ших воинов, воспитывать у них стойкость
и отвагу, жгучую ненависть к врагу, —
ажовы главные задачи армейской печати,
направленные на реализапию первомайско-
го приказа товарища Сталина.

самолётов противника. Участник бобв за
Сталинград, ‘командир эскадрильи кани-
тан Ченский также принят в кандидаты
партий, Ч

Из технического состава принят в чле-
ны ВКП(б) механик самолета старшина
Бузданов, Он обслужил более 200 боевых
вылетов без единого отказа материальной
части. Моторист Лалшин, работающий
вместе с Буздановым, принят в канди-
даты ВКП(б).

Молодые коммунисты организованно
изучают устав ВКП(б) и «Краткий куро
истории партии». Все принятые в канли-
даты и члены ВКП(б) систематически
получают партийные поручения.

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ,
(От нап, спец. корр.).

0 ВОЗДУШНЫХ БОЯХ НА КУБАНИ

(OT Ham. спец. корр. по телеграфу)

кал их внимание на себя, между тем как
в ‘облаках ‘или в’ стороне солнца выжи-
дала удобного момента для внезапной
атаки целая группа «Мессертмиттов»,

Стремясь завоевать превосходство в
Выюоте, немцы забирались на 5—6 ты-
ся метров, поэтому воздушные схватай
частенько были и Ha таких высотах.
Бой в целом немпы стараютея провести
на больших скоростях, а иногда стали
прибегать и к лобовой атаке.

Нанги. истребители оказываются в борь-
бе с противником более сильной стороной.
Они сумели завоевать и’ использовать
превосходство в высоте — настойчиво
применяли ‘и навяаывали зфагу  верти-
кальный ‘манёвр,

‚ Воздушные бои на Кубали показали
ешё раз, что советские лётчики, продол-
жал, как приказал нал Верховный Глав
нокомандующий, «без устали copepmencr-
вовать свое боовое мастерство», способам
смертельно бить врага и  обеспотивать
условия, необхолимые для победы Rpace

ной Арии.