a7 =F =

Cae Tt Pa oe?

(0

D8
He

i]
›Ю

if

x,

№ 20 (148)

0 массовом

Народный №юмиссар Иностранных Jes
тв. В. М. Молотов направил 11 мая с, г.
всем послам и посланникам стран, с ко-
торыми СССР имеет дипломатические отно-
шения, ноту слелующего солоржания:

«По поручению Правительства Союза
(овыских Социалистических Республик
mol честь довести ло Валцего сведения
еледующее:

Ваенные и гражданские власти Совет-
ского Союза обнаружили 3a последние
шесть Месяцев на территории, освобождён:
ной Красной Армией от немецкой оккупз-
ции в ходе Зимней кампании 1942—1943
г. новые доказательства бесчисленных
десточайших злолеяний немецких властей

над советским гражданским населением.
По планам и инструкциям гитлеровского
правительства и военного воманлова-

НИЯ немецко-фапгистские власти повсе-
местно грабили, истязали, убивали co-
BOTCKAX граждан, умерщвляли военноплен-
ных, подвергали сиплоииному разрутению
советские торода и деревни, уводили в не-
мецкое рабство сотни тыкяч советских
тражази. Hemermko-pamuercnne зверства,
примеры которых уже доводились Совет-
ских Правительством до сведения иност-
ранных правительств, осуществлялись гит-
деровцами везде, куда ступала их нога, и
ячели ещё более всеоб’емлющий характер,
чем 00 этом можно было сулить до изгна-
пия немцев с занимавшейся ими территоряи.

Г.
Планы и приказы гитлеровских властей о порабощении
Мирных жителей оккупированных советских районов

Захваченные Красной Армией в штабах зервы. Если не удастся добровольно при-

влечь нужную рабочую силу, то необходи-
мо немедленно приступить к мобилизации
или к принудительному подписанию инди-
видуальных обязательств. Наряду с
имеющимиея военнопленными, находящи-
мися в оккупированных областях, главным
образом необходима мобилизания граждан-
ских квалифипированных рабочих и ра-
ботниц из советских областей в возрасте
старше 15 лет для использования их на
работе в Германии». :

разгроуленных немецко-фашистоких войск
хБументы, а также рассказы и письма
сыетских людей, письма германских сол-
дат и офицеров и их родетвенников сви-
детельствуют о TOM, ч10 превращение
Уногих сотен тысяч советских граждан в
рав, покупка и обмен их на специаль-
вых невольничьих рынках в Германии
возведены в систему, регламентированную
приказами и распоряжениями германского
правительства.

Бак явствует из имеющихся в распоря-
жении Советского Правительства докумен-
Tos, еще 7 ноября 1941 года в Берлине
состоллось секретное совещание, ‘на кото-
ром рейхемаршал Геринг дал своим чинов-
нигам указания 00 использовайни совет-
ских людей на принудительных работах в
Термании. Первое указание гласило: «Руе-
ские рабочие доказали свою  спюсобность
при построении грандиозной русской ивду-
стрия. Теперь их следует использовать для
Геруании... Это является делам соответст-
вующих властей и тайной - полиции».
(Приложение 1-06 к секретному циркуля-
py № 42 006/41 хозяйственного титаба
терманского командования на Востоке от
4 декабря 1941 Тода).

В эмм же циркуляре (НП раздел прило-
жения) предусматривается, что порабощён-
ных советских граждан «следует использо-
зать главным образом для дорожного” стро-
ииельства, строительства железных дорог
и уборочных работ, разминирования и
устройства аэродромов. Следует раеформи-
рвать немепкие строительные батальоны
(например, военно-возхуиного флота). Не-
мецкие квалифипированные рабочие дол-
EHH работать в военной промышленности;
они не лолжиы копать землю и ‚разбивать
камни, для этого существует русский».

«Русского, — давал указание Геринг
В тои же секретном документе (раздел ТУ,
ПУНКТ А-4), — необходимо использовать
в первую ‘очередь на следующих участках
работы:

Горное дело, дорожное строительство, во-
енная проуышленноеть (танки, орудия,
аппаратура для самолётов), сельское хо-
зайство, строительство, крупные мастер-
ские (сзпожные мастерские), спепиальные
eae для срочных непредвиденных ра-

»

В названном локументе Геринг в слелу-

‚ ЮЩих словах подтвердил, что гпитлеровокая

НТ

ке

RAWNA нагло попирает элементарные меж-

дународные нормы и правила, применяе-
ую к гражданскому населению окюупи-
рованных территорий: «Использование
русских граждавеких рабочих, — говорит-
ся в разделе «Б» секретных указаний, —
и обращение с Мими должны пражтически
Ни в чем не отличаться от использования
военнопленных и обралщения с ними».

Бесчеловечноеть режима, установленного
немецкими фаитистами для советских воен-
нопленных, общеновестна.

Haxoven, в том же локументе Геринг
Til кровожалный приказ не шалить ©0-
зетских людей, пригнанных в Германию, и
расправляться с ними самым жестоким
образом под любым предлогом. Этот пря-
kas, союржащийся в разделе ГУ, пункта
А-1 упомянутого документа, гласит: «При
применении мер поддержания порядка ре-
паюшим соображением являются быстрота
и строгость. Должны применяться лишь

_ слауующие разновилности наказания, 6ез

промежуточных ступеней; лишение пита-
НИЯ п смертная уаэнь решением военио-
полевого суда».

Для проведения в жить  чуловитной
рабовладельтеской программы был созлан
огромный чиновничий мттарат. «Главным
Уполномоченным по использоважиню рабо-
чей силы» Гитлер назнаяил приказом от
21 марта 1942 года гаулейтера Фриз
Заукеля. Послежний 20 апреля 1942 тола
разослал в строго секретном перялке пра-
вительственнымх и военным органам свою
«Программу
попользованию рабочей силы». В этом 10-
Кумонте говорится: «Крайне

пота Паро
  насильственном
за это преступление германских властей и ‘частных JHU,

требление

длинной

ся в распоряжении Советского Празвитель-

зервы для сильно потрёнанной гитлеров-

ных

чи», пункт 4) Фриц Заукель заявлял:

работы крайне занятую немецемю креств-
янюу,
Германию из восточных областей 400—

‘стей, лишали всех средетв к существова-

главного уполномоченного по

необхолимо

полностью использовать в оккупированных
советских областях имеющиеся людские ре-

Насильственный Увод в Германию, звер-
ская эксплоатация и систематическое ис-
порабощаемых советских мир-
ных жителей занимают 06000е место в
цепи подлых преступлений не-
мецко-фаптистеких захватчиков и в расчё-
тах их главарей. Как видно из имеющего-

ства докумептального материала, насильст-
венньым уводом советских мирных граждан
в рабство гитлеровская преступная банаа
преслехует прежде всего цель — воепол*
нить острый недостаток рабочей силы в
Германии и высвободить из немецкой про-
мышленности дополнительные людские ре-

ской армии. Немецко-фашистские власти и
многие частные лица из гражданского на-
селения Германии, эксплоатирующие пол-
невольный труд советских граждан, пей-
вергают их всяческим издевательствам,
унижению их человеческого достоинства и
обрекают на гибель от непосильного раб-
ско труда, голода и истязаний.
Советское Правительство считзет своим
долгом довести до сведения всех наролов
новые документы и факты о неслыхан-
злодеяниях, чинимых немцами над
угоняемыми в Германию советскими мир-
ными гражданами, обращаемыми в раб-
ство, а Также заявить о неминуемом во5-
мездии за все эти преступления.

уже

В той ‘же «программе» (раздел «Зада-

«Для того, чтобы заметно разгрузить от

фюрер поручил мне доставить В
500 тыюяч отборных, здороввх и крепких
девушек». : о

Агенты Залкеля приступили к учёту
всего работоспособного населения в овку-
пированных районах СССР. Взятым ua
учёт гражданам предлагали «добровольно»
выехать на работу в Германию. Но так
как добровольцев почти He оказалось,
немцы распорядились применить меры из-
силия. Ещё 26 января 1942 года <«Хозяй-
ственный штаб германского — команлоза-
ния на Востоке» в секретной инструкции
№ БР 98 510/42 требовал:

«Если числу добровольцев не опразда-
ет ожиданий, то согласно приказанию во
время вербовки следует применять самые
строгие меры». ь

Полстёгивая своих подчинённых, Фриц
Заукель  телеграфирует им 31 марта
1942 г. за № ФА 5780.28/729 следую-
щий приказ:

«Вербовка, за которую Вы отвечаете,
должна форсироваться всеми доступными
мерами, включая суровое применение
принципа принудительности труда». °

«Вербовщики» _работорговца  Заукеля
изонтрялись в разных мерах давления на
советских граждан, чтобы завлечь их B
немецко-фаалистское рабство. Тех, кто не
являлся по вызов” оккупационных влЗ-

нию. Изгололавшихся людей  заманивали
па вокзалы под предлогом раэтачи хлеба,
а затем опепляли солдатами и под утро-
зой расстрела грузили в этелны. Но и
эти меры не помогали. Тогда пемепкие
власти стали делать развёрстку п горо-
лам и сельским районам, причём каждый
город и район должны были обязательно
поставить определённое число жителей
для отправки в Геоманию. Так, по pafia-
нам оккупированной части  Ленинграл-
ской области, в частности в районе По-
жеревицы, был разослан приказ гермам-
ских комендатур слелующего содержания:

«Волостным бургомистрам!.. Tar как
д0 сих пор на работу в Германию заявя-
лось очень малое количество людей, то
кажльй волэстной бургомистр должен се-
вместно CO старостами деревень поставить
её по 15 и больше человек © каждои
волости для работы в Германии. Поставить
людей поэдоровее и в возрасте or 15 ay
50 лег. Этих люлей нужию обязательно 10
А июня 1942 года прислать в Пожереви-
пы. Комендант Ножеревяцы».

В распоряжении Советского Правитель-
ства. имеется полный текст доклада на-
чальяика политической полилии и служ-
бы безопасности при руководителе СС в
Харькове «0 коложении в гороле Харько-
ве с 23 июля по 9 сентября 1942 года».

«Вербовка рабочей силы, — говеритея
в Этом документе, — доставляет соответ-
ствующим учрежлениям беспокойство, йо
среди населения наблюлается крайне ог-
рицательное отношение к отправке Ha pa-
боту в Германию. Положение в наетояшее
время таково; что кажльй всеми срелства-
Ma crapaerca избежать вербовки (притво-
pared больными, бегут в леса, подку-
пают чиновников и Т. х.). О добровольной
огиравке в Германию уже давно не может
быгь и речи».

Таким 9бразом, из официальных гер-
манских документов явствует, что массо-
вый Увод советских граждан в неменкое
рабство. © приравнением: их к °BO@HHO-
пленным, являдся задачей, „заранее по-

Смерть немецким оккупантам!

CKO СОА

Гезета Военно-воздушных сил Красной Армии (Орган Народного Комиссариата Обороны СССР)

ВЫХОДИТ ОДИН
РАЗ В НЕДЕЛЮ

оставленной гитлеровскими тлаварями пе-
ред немецко-фашистекими оккупационные
ми властями, и что для осуществления

Во исполнение злодейских пламов гит-
леровского правительства немецкие власти

организовали массовый увод мирного’ со-

‘ветского населения в немецкую  неволю
со всей оккупированной советской терри-
тории, уже и не пытаясь соблюдать даже
видимости какой-либо «добровольности».
На захватывавшейся мемпами советской
земле нет буквально ни одного города, пи
одного села, ни’ одного населённого пунк-
та, из которого пемецко-фашиетские раз-
бойники не угнали бы в работво значи-
тельную часть населения, составляющую в
некоторых крупных городах десятки тысяч
мужчин, женщин, похростков и детей.
Так, из Еривого Рога немцы насильно
увезли свыше 20 тысяч человек, из Вур-
ска и прилегающих 9 районов 29.381 чел.,

из Харькова (по официальным германским“

данным на август 1942 года) свыше 32
тысяч, из Мариуноля — 60 тысяч, из
Сталино на принудительные: работы св Гер-
манию был отправлен до июля 1942 года
101 эшелон. Из одвого только села Мали-
новка, Харьковской области, ‘гитлеровцы
угнали в немецкое рабство 820 мужчин,
женщин  и детей. В сэле Селдатском Bopo-
нежской области гитлеровпы собрали из
окрестных деревень 11 тысяч человек,
среди которых было много женщин, под-
ростков и. детей; несколько дней несчаст-
ные ютились в конюшнях, сараях, землян-
ках; немецкие власти морили их голодом и
никуда не выпускали, а затем погнали в
Германию. В Воронцово-Александровском,
Ставропольского края. гитлеровцы нака-
нуне своего отступления согнали 800 с9-
ветских граждан с тем, чтобы насильно от-
править их в Германию, и только поло-
спевшие части Красной Армии спасли мир-
ных жителей от стралшной участи.

Во всех освобожлённых от захватчиков
городах и сёлах части Красной Армии 06-

наруживают многочисленные факты массо-
вого угона гражданского населения в н6-
мепкое рабство. Имеются признания гит-
леровских
представление

главарей, дающие некоторое
о гигантских масштабах
небывалого в истории цивилизованных на-
родов пленения и превращения в рабов
миллионов мирных жителей. Так, по утвер-
ждению- гитлеровского сатрапа «рейхско-
миссарз. Украины» Эриха Коха, опублико-
ванному в январе 1943: г. в газете «Лей-
че Украине Цейтунг», «в Германию ormpa-
влено 710 тысяч украинцев». По заявле-

нию возглавляемого Заукелем «Управления.

по использованию рабочей силы», опубли-
кованному в газете «Минскер Цейтунг» 14
января с. г., «за 1942 год в Германию
отправлено около 2 миллионов душ из ок-
купированных областей на Востоке».

Как вилно из документальных матерла-
лов и показаний жителей освобождённых
Красной Армией районов, немецко-фа-
шистекие власти из месяца в месяц охва-
тывали своей насильной «вербовкой» всё
новые категории- населения и в некоторых
пунктах, особенно при отступлении, узо-
дили с собой, для отправки в глубокий
германский. тыл, ноголовно всё. население,
способное передвигаться. Если ранее атея-
ты гитлеровских работорговцев  стреми-
лись отбирать лишь физически наиболее
здоровых и выносливых, в возрасте преи-
мущественно от 15 до 45 лет, то за по-
следние месяцы, совпадающие с проводи-
MOH гитлеровцами «тотальной» (в2е0б’эм-
лющей) мобилизацией, в рабство уволятея
и больные, и инвалиды, причём возрает
порабощаемых колеблется уже между 12
и 60 гэами. С присущей титлеровллме
садистской жестокостью они  разбивалт
при Уводе в рабство семьи, разлучая ро-
дителей и детей, братьев ‘и сестёр, жён и
мужей.

Целые торода к районы  обезлюдели в
результате организованного нохищения и
истребления советских людей  гитлеров-
скими людоедами. Bor некоторые типич-
ные данные по педавно ‘° освобожабнному
Красной Армией Тжатекому району, Смо-
ленской области: в этом районе, наочиты-

вавшем ‘ло немецкой оккупации 32 тыся-.

чи жителей, осталось к моменту прихода
Красной  Армии. около 7 с половиной ты-
сяЧч человек, причём из деревень Гжат-
ского района в Германию было утнано
5.419 человек, в том числе 624 «работо-
способных» ребёнка в возрасте менее 14
лет, а в городе Гжатске, в котором до
оккупации было более 13 тысяч жителей,
в день освобождения “от захватчиков ока-
залось немногим больше одной тысячи че-
ловек в подавляющем болыпинстРе
своём разлучённых 60 своими -велителями
малолетних детей.

Угону советских людей в немецкую не-
волю почти повсеместио еопутствуют кро-
вавые репрессии захватчиков против” со-
ветских граждан, укрывающихся от. ох0-
тящихся 3& ними работорговцев, Так, ь
Гжатеке немны рабстреляли 75 мирная
жителей города, не явившихся на сбор-
ный пункт, куда они были вызваны по-
вестками коменданта для отправки в Гор-
манию. В Полтаве в конце декабря 1942
года была приговорена к новешению груп-
па 65 железнолорожников, отказавигиуея
ехаль ва Титлеровскую каторгу в Герма-
пию. Оккунационные власти приравнива-
юг всех уклоняющихся от «вербовки» в
Перманию — К партизанам, об’являют их
вне «закона», направляют — казательные
экспедиции в районы, не  выполнивитие
«разверстки» по поставке рабов, сжигают
пелые деревни и расстреливают сотви
людей. В деревнях Слуцкото района в Бо-

—-

понести

немецко-фашистское рабство“.

(Из Ноты Народного Комиссара Иностранных Дел тов. В. М. Молотова).

„Гитлеровское правительство и его агенты должны
полную ответственность ‘и суровое ‘ наказание
за свои: чудовищные ‘преступления, за ‘лишения и муки
миллионов мирных граждан, насильственно уводимых в

этой задачи окклпанты че, остававлива-
лись ни перед каким насилием над совет-
ским гражданским населением,

И.

Насильственный увод советских людей
в немецко-фашистское рабство

лоруссни в конце февраля 6. г. были вы-
вешены 0бявления за подписью  гермая-
ского окружного комиссара, в котооых
говорилось: «Все жители, как мужчины,
так и женщины, рождения 1900—1927
гг., должны явиться 2 марта 1943 года в
10 часов утра в уездную управу для 5с-
вилетельствования и отправки на padery
в Германию. Взять © собой одежду, обувь
и маршевое питание на 3—4 дня. Вто
не явится — будег занодозрен в баиди-
тизме и с ним поступят соответствующим
образом». В Белоруссии, в районе Ганце-
вияи (юго-восточнее Барановичи) вемец-
кая карательная экспедиция сожгла в
первой подовине марта с. г. десятки де-
ревень и расстреляла сотни жителей в ви-
де. репрессий за неявку жителей для
этправки на немецкую ‘каторгу.

Йз различных Пунктов ° Литовской и
Латвийской ОСР сообщают 00 организовач-
HoH гитлеровцами охоте на людей, заг-
няемых как на принудительные работы
по строительству укреплений, так и на
сборные пункты для отправки в немецкое
рабство в Германию и  оккупированные
ею страны. На строительство  оборони-
тельных сооружений в Прибалтийских с0-
ветеких республикзх мобилизовано свыше
300 тысяч человек, причём против уБло-
ияющихся эт занесения в сшиски тах на-
‚зываемого «трулового френта» H OT OT-
правки в Германию применяются самые
жестокие репрессии, вплоть до повеше-
HHA. 9
Советские граждане Ha захваченных
немцами территориях всё чаще и всё ор-
ганизованнее оказывают немепким рабо-
владельпам и их атентам  мужественне
“сопротивление. Из прибалтийских, укра-
инских. белорусских районов ° поступают
мЕогочисленные сообщения 9 массовом
‘уходе не только взрослого мужекого Hace-
ления, но и скрывающихся от угома в
Германию женщин и полростков—в пар-
тизанские отряды, в рядах которых они
ограждают свою ‘свободу. Рост партизан-

ского двяжения в связи с сопротивлением

советских. людей насильственному воду
их в неменкое рабство с тревогой при-
знаётея в ряде секретных донесений гев-
манских воеиных и полицейских органов.

Угоняя советских людей в фанпистское
рабство, немцы ‘устраивалот на них обла-
вы, организуют карательные эвспедияхии,
оцепляют целые районы, города, ловят
люлей ‘На дорогах, загоняют на сборные
пунёты. В распоряжении Советского Пра-
вительслва имеются многочисленные ма-
терпалы, ‘рисующие печеловеческие усло-
вия’ насильственной отправки . советских
мирных граждан в Германию в заколочен-
пых, охраняемых солдатами или полицией
вагонах. День и ночь из оккупированных
районов Украины, Белоруссии и Pocewa
пдут в Германию эшелоны невольников.
Людей грузят как скот, по 60—70 чело-
век в один товарный ватон. Обессилевиих
и больных выбрасывают из валенов, под

orkoc, устилая трупами советских людей.

дороги на запад.
Вырвазшаяся из фапеистского плена жи-
тельнициа освобожденного частями Красной
Армии города Миллерово Раиса Давыйенко
рассказывает: «В холодных товарных ва-
тонах было так тесно, что нельзя. было
даже повернуться. В каждом вагоне ехал
налзиратель. который из всякую просьбу
отвечал ударом палки. Всю дорогу нас
мовили голодом...».. y
Колхозница Варвара Бахтина из. сел
 Николаевка, Курской области, рассказыва-
от: «В Курске нас впихнули в телятник по
50—60 человек в вагон. Выходить He
разрешали. Немецкий часовой то и дело
отнускал нам ползатымльники. В Льгове
нас высалили, здесь мы проходили осмотр
‘спешиальной комиесии. В присутствии сол-
дат заставляли раздеваться догола, осмат-
ривали тело, Чем ближе к Германии, тем
веё больше пустел нали эшелон. Из Курска
взяли 3 000 человек. но почти на каждой
станции выбрасывали больных и умираю-
ших с голоду людей. В Германии нас за-
ключили в лагерь, где находились совет-
ские военнопленные. Это был участок в
Jeoy, обнесбнный высокой оградой из ко-
людей проволоки. Через четыре дня нас
распределили ‘по местам. Я, моя сестра
Валентина и еще 13 девумек попали Ha
военный завод».
 Вырвавтийся 8 октября 1942 гола из
Термании Белошкурский Владимир Петро-
вич, 1924 rola рождения, житель села
Срелне-Тенлое, Верхне-Теплянского райо-
на.  Вороптиловгралекой области, сообщил:
«В пути немецкие соллаты нас избивали.
Я мел сам, когда наши подростки выбе-
гали на стамииях попить воды, но солла-
ты их избивали. Избиению полвергались
также мобилизованные левушки. их заго-
няли B ваговы и запирали на замки
Гражданское население Германии 0скорб-
лялю нас, сыпало в глаза песок и бросало
камня. а лети дразнили нас словами «рус-
ские свиньи» Наш эшелон нахолилея в
пути 12 суток. 18 сентября 1942 г. мы
прибыли в немецкий горол Галле. Когла
мы прибыли, нае выстроили, притили не-
мвикие барыни, начали выбирать себе ле-
вулнек в рабыни».
 Таким образом, следует считать уета-
новленным, что иемепко-фалиистские вла-
ети, пытаясь заполучить миллионы раоов,
применяют лю отношению Е  боветскомт
гравданскому населению зверские наси-

дного Комиссара Инсстранных Дел тов. В. М. МОЛОТО

уводе в немецко-фашистское рабство мирных советских граждан и 00 ответственности
эксплоатирующих подневольный труд советских граждан в Германии

лия, а также создают при отправке захва-
ченных советских граждан в немецкую не-
волю такие условия, при которых значи-

ВА

тельная их чаеть гибнет уже в пути’ от
голода, побоев и скотеклжх уюловий перево-
за людей в Германию.

Ш.
: Нечеловеческие мучения и гибель советских
граждан в немецко-фашистской неволе

Для сотен тысяч советских граждан, уг- и наверное один выход, покончить

нанных в Германию, гитлеровские  рабо-
владельцы установили ещё более ужасные
условия каторжного труда, чем в худшие
времена древнего рабовладения. Советские
граждане загнаны в копцентрационные ла-
гери,  огороженные колючей проволокой.
Их гонят на работу и возвращают колон-
нами, под охраной вооружённых гитлеров-
цев. Советских людей лишили’ имени, их
вызывают по номерам. Русские и украин-
пы получают специальные опознаватель-
ные знаки: первые — знак с белой окай-
товкой по краям и словом «Ост» по сере-
дине; вторые — носят такой же знак; с
желтой окантовкой. Советские граждане не
смеют отлучаться из лагеря. Для совет-
ских людей, ввергнутых в работво, уста-
новлен голодный режим. Геринг предписал
в своих упомянутых выше указаниях:

«Русский неприхотлив, поэтому его лег-
ко прокормить без заметного нарушения
вашего продовольственного баланса. Его
не следует баловать или приучать к не-
мепкой пище».

В самих фашистских немецких газетах
встречаются такие описания положения со-
ветеких граждан в Германии, как напри-
мер, следующее опубликованнсе во «Франк-
фуртер цейтунг» 17 апреля 1942 г.:

«Рабочие оккупированных советских 0б-
ластей стоят в лагере, огражденном колю-
чей проволокой. Этих людей, привезенных
из Харьковского района в Германию, нуж-
во, разумеется, держать в строгости, смот-
реть за ними, ибо нет никакой гарантии,
что между ними нет большевиков, способ-
ных к актам саботажа. Их ближайшгий на-
чальник... поддерживает азторитет при по-
мощи кнута».

Страшные документы нечеловеческих
страданий наших людей на пемецкой ка-
торге отражены в письмах к родным.

«Мамочка, — пишет Нона Г. 8 октября
1942 г. из ‘немецкого лагеря, — погода
здесь плохая, илут всё время дожди. Я
хожу босая, ‘потому что у меня обуви нет.
Хожу, как нищая. Хлеб получаем два ра-
за в день но 100 грамм. Работаем 12 ча-
сов в день Мамочка, тоска ужасная. Кро-
ме завола и бараков ничего не знаем. Как
приду с работы, упажу на кровать, напла-
чусь вдоволь, вопомню дом и Вас, ис
тем засну. За короткое время нашей жиз-
ни здесь мы все выбились из сил, недосы-
паем, недоедаем. В маленькой комнате нас
16 человек, все украинки и я. Если при-
дётся увидеться, то расскажу веё. Но уви-
деться навряд ли придется, потому что зи-
мовать остаёмея в летних бараках из до-
сок. При таком питании, да без сна, да
толой и босой не выжить мне. Если мо-
хете, не откажитё в моей просьбе, вы-
шлите чеснову и лувюу, потому что пища
олнообразная. У меня уже болят двоны —
цынга начинается».

В другом письме, 10 ноября 1942 т.,
та же советская девушка пишет: «Ната,
жизнь, мамочка, хуже, чем у собак. Суп
дают тажой же зелёный, который попреж-
нему никто не ест. У меня от думок иссох
мозг и глаза от слёз не видят. Сегодня все
12 часов работали голодные. Но плачь, не
плачь, а работать нужно... Какая может
быть работа У. человека голодного изо
дня в день. Шрилёт начальник или сбоку
сидящая немка подгонит: «Нона, арбайтен
шнеллер, игиеллер!» («Нона, быстрее, бы-
стрее работать!»). Дорогая мамочка, как
мне тяжело без Вас. Я не в силах сдер-
жать рыдания. Я от обиды плачу. 0, есть
ещё хуже, ещё тяжелее, но я не в силах
описать... Мы уже привыкли к тому, что
в лва часа ночи открывается дверь, поли-
цай зажигает огонь и кричию  «Ауф-
штэен!» («Встать!»). Сразу все ветаём и
выходим во двор. Стоим час. Начинают
нас считать. Ждём вторую смену, Korda

‘войдет во двор. Замерзаем, пока стоим во

дворе. Мыслимо ли — почти босые все.
А иной раз проливной дождь идёт или мо-
роз. Я просто не в силах всех пережива-
ний и мучений описать... Мамочка, я уста-
ла. В город нас не отпускают, живем в
лесу. Прослышали, что нас переводят на
другой завод. Сейчас работаем вместе с
украинцами, французами и сербами. Ma-
Мочка, если можно, то выиплите посылву—
луку и чесноку — У меня пынта. Не от-
кажите в моей просьбе». :

Увезенная в Германию девушка Мапа
Н. из Вороптиловградекой области пишет
своей матери:

«Здравствуй моя дорогая и любимая Ma-
мочка. Питту тебе письмо четвертое, HO
ответа нет никакого. Мама, живу я У
хозяина. Семья маленькая; их двое и один
ребенок, но работы мне, мама, хватает.
Всего 8 комнат и один корилор. Бетаю в
5 ч. утра, ложусь я в 10 часов ночи.
Мама, каждый день стираю я утром и ве-
чером. Хозяин всегда кричит, так я его
боюсь, что я ужасалюсь и кричу во сне.
За всё время один раз пустили меня в
воскресенье в лагерь К натим Я верну-
лась и опоздала на полчаса. Мама, как
меня хозяин бил по лицу, рвал 33 волосы,
так я всю жизнь не забуду. Мама, запла-
тили ине за месяц 7 марок и БО пфен.
Свой я послелнее дотираю, Her ничего у
меня ихнег. Мама. нам говорили, чтобы
мы послали домой нисьма, чтобы из дому
выслали пзльто, валенки. Прошу тебя, 30-
лотзя мамочка, будут нажимать, ничего
сюла не или; всё равно не получу. Что
мне- лелаль? Ломой не отпускают, а боль-
ше терпеть вет сил. Каждый день плачу

`Бенман ‘рассказывает:

свою
жизнь. Мама, ролная, если хочешь видеть
меня живой, выручи меня отсюда из не-
воли. Далыпе я не могу жить и всё это
терпеть. Мама, родная, постарайся это
сделать. Я тебя отблагодарю, если толька
буду жива. Ну, мамочка, болыше не могу
писать, слёзы душат. Целую всех родных.
Твоя пока дочь — Маша».

Советская девушка Наля Л. пишет из
г. Хемница на родину: «Дорогая мама! Мы
живём в бараке — 60 душ. спим на со-
ломе. В этом бараке очень холодно. На ра-
боту мы ходим на трикотажную фабрику.
Работаем с 6 чажов утра до 9 часов вече-
pa, есть нам дают утром тарелку окропу
(кипятку) и 50 гр. хлеба, на, обел суп без
хлеба, на ужин суп без хлеба. А ешё на
работе дают хлеб — утром 25 гр, и в 06ед
25 гр. Пища, дорогая мама, плоховата, но
это ничего, если бы только домой. Пись-
MO мы ваше получили, мама, и плакали.
Очень я тоскую, что живу в неволе. Не
вижу света, не вижу ничего, кроме свое-
то бзрака страшного. Нас водят на работу
и с работы, как невольников».

Маня К. пишет родителям: «Мы живём
в Германии в городе Бланкенбурге. Рабо-
таем у хозлина 33 человека. Здесь и ук-
паинпы, поляки. французы и русские.
Кормят нас плохо. Хлеба дают очень мало.
Работы по горло. За нами смотрит надэи-
ратель. За каждым нашим шагом следят.
Никуда не пускают. Только с работы, да„
на работу. Работаем по 12 часов. & Ha
работу ходить не в чем. Денег нам не дз-
ют. Дорогой папочка, как надоело быть
невольниками и работать не знаю на кого
и 38 что. Да и труд наш не пенят. Нас
все преследуют и смеются. Были бы кры-
лыщки прилетела бы на ролную сторон-

‘ ку».
Девушка Ф.Н. пишет родителям в
Курск во время его оккупации  немпами:

«Мы в Германии заключённые. Нам жи-
вётся очень плохо. Работаем в поле. Пл-

1 таемся два раза — утром 200 трамм хлеба

и в обед олну миску супа. Работы очень
много. Я очень, очень жалею, что уехяа-
ла в Германию. У нашего хозяина 28 че-
ловек -—— ‘русские, польки, француженки. ^
Кроме того, 15 польских девушек у друго-
го хозяина, только они спят и питаются.
у налпего хозяина. Мы с Катей живём вме-
сте, спим на одной кровати. Мамочка, мы
работаем в Германии за спасибо. Всё своё
сносила. покупать негде и денег нет. Про- ^
работали 4 месяца и ни олной копейки не
получили. Живём в тюрьме. Олним `сло-
вом. логалайтесь. как живём». Е

Из лагеря в гор. Штутгарте 3 янваля
1943 г. Леонил Л. пишет на родину в гор.
Шигры, Курской области: «Злраветвуйте
дорогие ролные. папа, мама, Рая. Ваня
й братик Юрик. Первым долгом я хочу
Вам описать свою жизнь с начата то кон-
па. Порогие родные. когла мы приехали В
Терманию, нас сортировали в распоедели-
тельном лагере и я с тех пор разбился ©
сестрой Зоей и ло сих пор не вилел еб.
Милая мама. холили грязные, не купа-
лись по лва месяца, кормили вшей. 3За-
вол от лагеря 5 клм., а от питания я еле
твигаю ноти, так что эта жизнь в Герма-
нии останется ма всю мою жизнь в памя-
ти. Если выживу и вернусь ломой, 23
всё расскажу; так что у вас, мои оодные.
станут волосы лыбом. Я уже решил 10-
кончить свою жизнь, но воздержался, ту-
маю. прилет наше лучиее время. Дорогая
мамочка, если бы были У меня БРЫЛЬЯ,
как бы улетел отсюда».   .

17-летняя Нина С. пишет с чужбины
на родину 18 августа 1942 года: «Лоро-
гие родители, папа и мама, я нахожусь
в гор. Зонненберге, живу в бараке. рабо-
таю на фабрике. Как тоулно! Я вовсе mo-
хулела. Мамочка. мы живём за решёткой,
как тюремные. Я туфли уже разбила и
хожу разутая на таботу.. Как трудно
жить! Ой, как я переживу всё то...»

Потерявший злоровье на немешкой ка-
торге и вернувшийся на ролину Филяит
«..Леревня Миоо-
норка хлолжна была поставить для отправ-
ки в Германию 20 юношей и левушек.
Хватали молодёжь на улицах. брали но-
чью-в постелях. [namin мне удавалось
скрыться, вырваться, на третий раз меня
поймали. заперли в вагоне. Вместе с 1ру-
rin a попал в Берлин. В холодную ка-
зарму. эбнесёниую высоким забором, за-
гнали носколько сот человек. Спали в&
каменном полу. Я попал на трикотажяую
фабрику, где изготовляли военное обмун-
липовалгие. Работали злесь французы, вэ-
етноплениые поляки, испанцы.  Чодозти-
тельней всего и прилирчивей всего относи*
лись немепкие мастера и налзиратели Е
русеким. Чуть что — пукопривлахетво,
ругань. Работали не разгибая спины, . жюл-
ча. Обед тут же. в цеху — миска холод-
мого супа из картофельной шелухи. Улэ-
ба к этому обелу уже не оставалось.
300 граммов суртогатного хлеба  поеда-
mich eme утюм Вечером пригоняли 08
ратно в казармы. И так каждый день;
Усталость, голод, тоска. Одна девушка из
Орловокой области, избитая налзирателем,
повесилась. Некоторые пытались бежать:
Ho 210 `было тоухно -— выласт первьтй же
немеп. который признает в_тебе DYCCEOTO.
Лля поимки беглеюв немцы пользуются
собаками. Голол, тяжёлый труд подорвали
мо9 здоровье».

«Окричацир ем, на. 2 OTP),