ГРУППОВОЙ МАНЁВР,

В последнее время немцы начали  до-
вольно часто вместо отдельных пар иет-
ребителей выпускать группы в 6—8 ‘ca-
молётов. При встрече этих групи с Ha-
прими истребителями обычно возникает
групповой воздушный бой, успех которого
зависит of согласованности манёвра всей
грузневь. é
‚ Отлично ‘отработанный ^ труптнвой.^ ма=
Hepp и чёткое взаимодействие между из-
рами истребителей позволили летчикам
одного истребительного полка Юго-Запад-
ного фронта добиться эначительных успе-
хов в многочисленных воздушных боях ©
Шютивникох.

Заслуживает внимания применение
лётчиками эту полка строя по фронту как
наиболее удобного для манёвра, зависяще-
то от сложившейся воздушной обстанов-
ки. В момент сближения с врагом уют
строй позволяет группе мгновенно расчле-
нитьея на отдельные пары и занять наи-
Hyder положение для атаки.

Как показала боевая праллика, строй
по фронту обладает рядом преимуществ.
Во-первых, командир группы веегда видит
все самолёты и может в любой момент
принять соответствующее  ренение. Во-.
вторых, этот строй улучшает взаимодеи-
ствие как внутри пары, так и между па-
рами. В этом случае не ведомый прикры-
вает велущего, а все лётчики группы при-
крывают друг друга. В-третьих, Rag ETL
лётчик меныше утомляется, так как Her
необхолимости беспрерывно   поглялдьвалть
вазал. Проемогр время от времени правой
или левой полусферы прехотвраацает в03-
можность нападения сзади. Яспо, что не-
сколько человек в группе могут увидеть
значительно большие, чем ведущий м Ber
домый одной пары.

Слрой по фронту применяется при полё-
те на задание, при поиске противника,
патрулировании и сборе группы для в0з-
вралцения: В

Следует напозитить, что строй по фрон-
ту не означает полёт строго крышю в кры-
лю. То олна, то другая пара выходит впе-
рёд на 30—50 метров, что увеличивает
обзор и улучшает зрительную связь между
лёгчиками. При составе труппы в. восемь
и более самолётов вылеляотся пала, иду-
щая с превышением ва 300—400 мет-
ров.

Дётчики полка лю тонкости изучили и
знают всобенности маневров при строе по
фронту. Таких манёвров по существу два:
«поворот веё варуг» (название заиметвова-
но из морской терминолопии) и разворот
на 90 градусов.   fi

Тренировка в производстве маневра, «по-
ворот все влруг» не заняла много време-
ни. Пракликовались главным образом во
время патрулирования Way линией фронта.

Разворот на 90 rpaayeos — более сло-
жный манбвр. Он потребовал специальной
тренировки нал своими ‹ аэролромами. №
обучению лётного состава в. производелве
этого манёвра здесь подошли очень 96т0-
рожно и вдумчиво, с учетом воех индиви-
дуальных качеств летчиков.

Высокая выучка, боевой опыт и систе-
хатическая тренировка способствовали то-
м}, что все лётчики полка почри автома-
тически производят групповые маневры в
строю. Как-то во время патрулирования
вал наптими войсками шестёрка «ЯЖов»,
которую вёл капитан Кузьмин, была вне-
запно дтакована вывалившимися из обла-
ков «Ме-109». На виду у противника
группа произвела поворот ва 90 градусов
и, быстро перестроивииеь, приняла бой.
Все выгоды были на стороне немцев: и
внезапность атаки.‘и преимуществе в
высоте. Олнако сила лобового удара pas-
бившейся на пары шестёрки «ЯКов» све-
ла к нулю все шансы немпев на. победу. В
этом бою лётчики Кузьмин, Коган, ПШкы-
гин, Лукашев сбили четыре немецюих ист-
ребителя. Наши потери выразились в ©д-
ном подбитом самолёте лётчика Шиидоно-
ва.
В воздушных боях © противником 00-
гласованный групповой маневр целиком
отравтал себя. Для примера можно указать
на воздушный бой восьмёрки наштих ист-
ребителей, возглавляемых капитаном Си-
маковым.  Встретившаяся ‚ им шестерка
«Мессерльмиттов» была дружно атакована
всей группой. Понеся потери, немцы вы-
шли из боя. Через некоторое время в рай-

ии ии

К ИТОГАМ КОНФЕРЕНЦИИ ЛЕТЧИКОВ-ШТУРМОВИКОВ

он эй схватки привли ещё десять
«Мессеримиттоз»” Совершив «люворот все
варуг», налши истребители устремилиоь на
врага. Немцы раюсыпалиеь, вновь понеся
потери. В течение этого патрулирования
группа Симакова имела несколько вотреч
с противником, и рее они закончились
побелой советеких лётчиков. Ham истре-
билели сбили за один этот вылет б`само-
летов противтика. С нашей стороны’ по-
терь не было,

При встрече с советскими шотребителя-
ми Немцы часто применяют такой приём:
перед  налиим строем появляется пара
«Ме-109» и демонстративно пытается
привлечь на себя внималие всей группы,
& в это время в облачности или в стороне
солнца дежурят наготове основные вразже-
ские силы...

В таких случаях  комануиры. напвих
групп высылают вперёд пару истребите-
лей, которая м атакует немецкую пару с
последующим набором  выюоты. Одновре-
монню вся наша группа также набирает
выюоту, и выделенная пара после атаки
легко. пристраивается к ней, Этим манев-
ром по вертикати чаши лётчика“ сохраня-
lor 3a с000й преимущество в выюкоте и
компахтность стрея.

Разумеется, было бы неправильно ду-
мать, что групповой манёвр необходимо
производить во всех вотречах с пропивни-
ком. Взять к примеру борьбу против’ бем-
бардировщиков врага. В этих случаях
строй распадается на отделыные пары, ко-
Торы самостоятельно, ках и в обычном
воздушиом бою, атакуют бомбарлировиди-
ков. В 10 время как ведущий бьёт по м0-
торам и вражескому ‘стрелы, налтареик
прикрывает его. Затем ведомый в свою
очерель атакуют противника Очень часто
об» лётчика, с целью рассрелоточить вни-
матие вражеского стрелка, атакуют бом-
бардировтцию одновременно, если, конеч-
но, позволяет воздушная обстановка.

Групповой манёвр ни в кбей мере не
умаляет. всех положительных качеств,
пары каж талутической едизищы. Наоборот,
его основное назначение -— улучиению
взаимодействия между парами. Он может
иметь самые разнообразные формы.

Однажды шестёрке наших шестребителей
нужно было бомбить живую аилу против-
ника. Сначала сбрасывали бомбы веддтщие
пар, а воюмые их прикрывали, Затем
лётчики менялись ролями. Нал целью в
построении истребителей проивоньли Hawe-
нения, вызванные особепностями “бомбоме?
тания с пикирования. В воалухе 0бразо-
валась своеобразная «лестница». из пар
самолётов. В этот момент откуда-то тю-
явилась пара «Мессерптмиттов» и стала
заходить В  Х: одной из пар. малших само-
лётов, находившихся в середине этой
«лестницы». Ведущий верхней пары, он
же командир групы, первый заметил
немцев и тотчас же ралировал: «Семенов,
з хвосте два «Мессера». Этот сигнал мс-
льшал и велущий нижней пары младний
лейтенант Говоров.

Внезанная атака; на которую Tak parc-
очитывали немцы, соовалаеь. Они  про-
неслись мимо ‘и; следуя своей излюбленной
тактике, стали набирать высоту. Herecr-
венно, что расстояние межху нашей  верх-
ней парой и фалпистокими летчиками при
этом их манёвре резко сократилось м ве-
душий Фыл в ‘упор расстрелян капиталюм
Голубевым. Оставшийся в. живых немец
переворотом ушел вниз и налюнулоя ва
наниу пару — Товоров-—Синьковский, ко-
торая была на-чеку после предупреждения
командира грузить. Wan ни старалея пит-
леровёи, ему не удалось ‘уйти. В резуль-
тате атаки Говорова «Ме-109ф» был под-
бит, а лётчик ФСиныковокий окончательно
его. добил.

В ходе этого бюя нижние пары’ нашей
пестёрки всё время пли вверх к своему
лидеру и быстро построились в обычный
боевой порядок. Появивтаяся в это вре-
мя шестбрка немецких ‘истробимюлей ше
решилась вступить в бой с компажтной
труппой налтих летчиков и упила,

Часть, © которой илёт речь, — но един-
ственная, тщательно отработавитая татти-
ку группового манёвра, но её результаты
за короткое время — 63 сбитых немецких
самолёта — товорят сами за себя.

Капитан И. ШИКУРИН,

И

ии прикрытия мы выхеляли 00200 важ-

чески, мы вводили дежурство  истребуете-

СТАЛИНСКИЙ СОКОЛ

`’ Шрикрытие войск _
Ha moze

Bo ‘время последних наступательных
боёв на налием фронте мы. имели задачу —
не допустить бомбардировочную авиацию
протизниюа к боевым  порядкам  напуих
войск. к переднему краю обороны.

Для наиболее ращиональной  организа-

ные ‘участки: места сосредоточения Bolick,
артиллерийские позиции,  железнодорож-
ные об’екты. На участок в 20—30 км.
по фронту и в глубину  наряжалея пат-
руль. в составе 6—8 самолётов. Кода
бомбардировочная ‘авиация ‹ противника
активизировалась на каком-либо направле-
вии, мы организовывали непрерывное ири-
врытие, сменяя” патрули в воздухе и веег-
да имея резервную прупну иля нафашива-
ния сил в. бою. Если же божбарлировоч-
ная азиащия врага действовала  периожи-

лей на земле в готовности № 1. Расстоя-
ние ло линии фронта. дежурная  групиа
покрывала, ва 2—3 минуты, и, как толь
ко она поднималакь по тревоге, вторая
дежурная труппа из тотовноети 5 2 пе-
рехолила в тотовноеть № 1.

В интервалы между вызовами истреби-
телей ‘целесообразно высылать группы
«охотников». у

На важнейших участках необходимо рас-
ставить посты наведения, которые напе-
ливают наших истребителей и организуют.
пзаимодействие © наземными войсками.
Посты наведения и оповещения прекрасно
оправдывают себя, если на них находится
авиационный командир, знающий характер
воомуитного боя.

Радиосвязь — важнейшее зооружение
лётчика-истребителя, и пользоваться ею
необходимо BO время патрулирования нах
своими войсками. В качестве положитель-
ного примера применения радио призеду
бой, который  провел& четвёрка наших
истребителей под командованием капитана
Магерина с 48 вражескими самолётами.
Успех этого боя, в результате которого
сбиты 5 самолётов противника, был до-
стигнут благодаря умелому управлению
групной пе радио, a

Патруль над полем боя мы иногда раз-

_ О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ТАКТИКИ ШТУРМОВИКОВ

Опыт войны показал, что из всех ви-
дов авиации, применяемых на поле боя и
в ближнем тылу, штурмовая авиащия име-
ет решающее значение.

Штурмовики — это ударная сила нал
полем боя. это главное средство пораже-
ния противника с возлуха.. Не случайно
«ИЛ’ы» пользуются огромным уважением
У наземных войск.

Война многому научила напгих пигур-
мовиков, обогатила их тактику, векрыма
болышие возможности «Иов». с Нз това-
pum Сталин в своем первомайском при-
Kase требует OT нас дальнейшего непре-

станното  соверпенотвоватия боевой въы-
учки,
Закончивтаяся недавно конференция

лучитих летчиков-пигурмовикоюв BBC Kpac-
ной Армии и была посвящена  изученито
накотиветегоея отьгта войны. Она явилась
своеобразной школой  совершенствования
боевой выучки,. в которой вырабатьва-
лись единые воглялы по важнейшим  во-
просам тажтики пупурмовой авиации,

Тактико-технические свойства «ИЛ-2»
столь богаты и разносторонии, что он
‹тал елинственным  многоцелевым — само-
лётои. Этим И определяется его большей
удельный вес па поле боя. В теспом взаи-
молействии с наземными войсками оп мэ-
Mer быть использован для решетияя са-
‚мых разнообразных залач.

Что мы лолжны учесть в своей такти-
ке, готовясь к новым решающим боям?

Факие бы залачи ни выполнял штурмо-
BUR, OH, как правило. будет. вотре-
чать ютивотействие ° истребителей про-
тивника (особенно после атали пелей при
возвралпении с боевого залания). Bor to-
чему мы ‘сейчае 06060 остро ставим во-
Прос о TOM, что штурмовик должен He
только уметь атаковать противника Wa
Земле, но и в совершенстве владеть при-
бмалги возлуптного боя < вражескими ис-
требителями. Мы больше не можем ми-

}

Ч We \
Генерал-лейтенант авиации
Д. КОНДРАТЮК.

МС   ae

риться с таким положением, когда, группа
«ИТов», встретив 2—3  истребятелей,
рассыиаетоя, теряет управление, уходит с
поля боя и порой несёт напраоные по-
тери.

Олин из главных вопросов, над куто-
рыми работала конференция и вокруг ко-
тором  раогорелись жаркие творческие
споры, — это вопрос воздушного боя. на
«ИЛ-2». Летчики Северо-Западного,’ Вали-
нинокого, Запалного фронтов о приводили
More примеров из своей боевой правти-
ки, показывающих, что,’ правильно по-
отроив боевые порядки, труппа «ИД-2»
может самостоятельно ис успехом вести
воздушный бой. Зо  тлавный  неоспори-
мый вывох из боевой практики пипурмови-
ков в зимней кампании 1942-—43 г.

На конференции нам довелось слышать
лучших лётчиков-перурмовиков с  различ-
ных участков фронта. Тозарищи высказа-
ли много точек зрения на т0,. в. каком
боевом порядке луче воет вести дли-
тельнулю обработку целей. отражать атаки
вражеских = истребителей. о В результате
Летчики пришли к вывоу, что при дли-
тельной обработке ‘цели наиболее целе-
сообразно применять боевой порядок «зам-
кнутый крут». Суть eno заключаются в
следующем: в районе пели  птурмовики
становятея в птирокий круг, причём один
самолёт нахолится от другого на дотав-
ции 300—400 м, Олтако нельзя считать,
Ч\® замкаутый круг = эт правильная
теометрическая фигура. В отдельлых слу-
чаях он будет ихеть элипеообразную pop-
му и даже форму прямоугольника. Важно
только, чтобы такой боевой порядок был

хорошо замкнут и один самолёт находился,
от другогона дистанции действенности огая.,

Атака целей из круга  произзодится ‘с
пикирования каждым самолётом в отдель-
ности; Очень важно соблюдать непрерыв-
ность воздействия На цель, Лостигается
это тем, что выход из атаки впереди илу-
щего самолёта совпадает © началом атаки
сзади итущего. В результате Bee отневые
средства противника ma земле, боясь по-
ражения © воздуха, прекранцалот свои дей-
ствия (не только по самолётам, но и по
наземным целям).

Находясь в боевом ‘порядке «замкиутый
круг», кажиый лётчик обязан сделать от
4 до 6 атак. Таюим обравом: труппа над
полем боя находится 30—40 минут. Сле-
дуюная группа приходит к цели за 5-10
минит до расчётного времени возврашленяя
первой груииь «Иов». Ona занимает
боевой порядок выше  обрабатывалютнях
цель самолетов. Если же очередная груп-
па’ почему-либо запозлала, то <ИЛТы», на-
холящиеся нах полем боя, не ‘уходят на
базу. Они обязательно ложитаютея смены.
Исчертав боеприпасы, штурмовики холо-
стыми заходами ‘имитируют атаки и тем
самым сковывают цель (надо лишь иметь
в вилу остатэк горючего для воэвращения
на свой абротром и 20—75 проц. боеком-
плекта на случай возлутитого боя),

Возвращаться н8 аэролром наиболее це-
лесообразно в боевом порядке «крутая
змейка» (на случай вотроли с возлуптным
противником). В строю «крутой змейки»
«ИТы» наиболее успешно могут вести
Roomy bo. При переходе из эмейки
в походный порядок самолёты прикрыва-
ют друг друга. выполняя так называемые
ножницы, а затем. используя рельеф мб-
CTHOCT для маскировьн, уходят на слой
аэродром в порящке  пеленга пар, клина
пар или змейкой пар,

Действуя такими методами, потурмовики
подразделения Героя Советского — Союза

’ Штурмовики вылетели ma «охоту».

‘реплённого пункта. В то время когла Ла-

Ги их вотретила ударная группа Латышева.

‘другая наша четвёрка из. сковывающей

Фото Юр. Скуратова,

боя

деляен на две группы. Ударная групиа
составляется из самолётов, наиболее силь-
ных №0 вооружению и следует натажи,
эшелонированными по высоте или фронту
на расстоянии зрительной связи. Сковы-
вающая группа состоит из наиболее быст-
роходных самолётов с ‘хорошим  горизон-
тальным и вертикальным манбвром. Эта
труппа прикрывает ударную и следует
с превышением над ней метров нз 500—
1.000; также этелонируясь по высоте.

Слётанная труппа, в которой умело по-
ставлено огневое взаимодействие, может
решать сложные комбинированные задачи.
Примером могут служить действия группы
лейтенанта Латышева п прикрытию ук-

тыпюв со своей ударной группой патру-
лировал в районе этого пункта, поджидая
вражеских бомбардировщиков,  сковываю-
щая труппа, разделившись, вылетела в
район аэродромов, где базировалиеь не-
мецкие истребители. Поднявшиеся в воздух.
«Мессеримитты» были немедленно скова-
ны named четвёркой, Фапистекие бомбар-
хировлтики, таким образом, пришли одни,

Hama истребители сбили два «Юнкерса»,
остальных обратили в бегство, Истребите-
лй же противника, вырвавшись из боя
над своим аэродромом, стали удирать на
соседний аэродром. Но здесь их поджидала

труппы. Три «Ме-109}» были вынужде-
ны вновь вотупить в 60й, и в результа-
Те Все они оказались сбитыми.

У нас заведено, что при подмотовке
лётчика к выполнению задания командир
учитывает все возможные варианты боя и
соответственно с этим производит розыг-
рьи полёта. Командир так подбирает па-
ры и группы, чтобы в их саётанности
можно было быть вполне уверенным. П9-
этому составу группы, вылетающей на
патрулирование, мы придаем очень боль-
шое значение, i

Гвардии полковник Г. ИВАНОВ.
‚ ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.

Марютина, капитанов Иванова, Лыюенко,
Реслера совершили око 500 групповых
боевых вылётов, не понеся‘ никавих по-
терь. Как правило, кажльй вымет труппы
«ИТов» сопровождался воздушным боем с
истребителями противника. Своими побе-
дами лётчики обязаны не только  пра-
вилЬьНому построению в указанных нами
боевых порядках. Этого было бы ещё ма-
ло. У штуруовиков этих  подраэделений:
He было потерь потому, что их группы ‘в
с808м составе имели постоянных лётчиков,
отлично подготовлентых по технике пи-
лотировалтия, в совершенстве владеющих
оружием, умеющих маневрировать в 00-
вом порядке скоростью и. креном oT
35—65°, по торизонтали в пределах
a 30-—40° и по высоте = 50-—75°. dra
летчини всегда встречали противника choe-
образным  отневым ежом. В  резутьмто
пропилтик ме только не мог нанести 1по-
ражение «ИТам», но при каждой потьи
ке атаковать их. сам нбе большие потери.

BY тучиших  титурмозмиков показал,
что лётчик тольк B Том случае может
вести воздушный бой на «ИЛ-2», если
хоротю владеет техникой пилотирования,
Поутому подготовку  возлуиьных  бойцов-
штурмотиков пужню начинать имени» ©
отработки техники  пнлотироватия. Ha
олном участке фронта я паблюлал возлуш-
ный бой молотого  лётчика-пигурмовика
Бальчика с двумя «ФВ-190». Это был его
первый боевой вылет, Жальчика откололи
от строя, и олювременню из него намали
2 «ФВ-190». Сначала он пошёл на ени-
жение, & пом перешбл na  we-
кусное матеврирование пе торизонтали и
по высоте, Немецкие самолёты, ках
корищуны,  вертолись вокруг него, Ho
благодаря = маневрированию ему ута-
Baloch ускользать. от прицельного огня
немцев. Когда немец подошёл к ному
сбоку, Кальчик сделал гору и дал по
«ФВ-190» очередь, Самолёт стал падать
на землю, а немец выбросилея на’ пара-
поте, Второй «ФВ-190» Бальчих полбил
низу и заставил фапииота, пойти ва вы“
пужденную посадку. Мы опросили взятых
в плен немецких лётчиков. Это были

x

больших ‘затратах сил и средств одна
авиачастей сумела нанести
значительный материальный ущерб. Ре-
шаюниую роль злесь сыграли истребители-
«охотники»,

мы, расположенные вблизи линии

от 3.000 ло 1.000 м. Обнаружив
ётчики по ситналу ведущего сразу 2
атаковали её. Атака производилаеь парой
одновременно или же но одному; если ве-
дущий атакует, то ведомый в это. время
прикрывает ето и наблтодает за результа-
тали. Такой привтии взаимного прикрытия

A

не-
И

противнику

За срАвнительно короткий срок при

Летчики ` действовали: главным образом

по коммуникациям противника, сиотемати-
-  чески срывая его перевозки. «Охотой» за-

нималась
торые в связи с этим были освобождены ог

выполнения всех других задач.

специальная группа „асов, Ко-

Как организовали в части работу «охот-

ников» -истребителей? Весь участок Фроя-

та разбили на несколько направлений.
Команлование  выбиралю идя  лействий
«охотников» направление, По которому

(судя по данным разведчиков). наиболее
вероятно движение немецких машин, эте-
локов, пововок. За каждой группой «охот
ников» закрепили ‘определённый участок,
систематически м тщательно
летчикалей.

Для работы «охотников» использовали

аэродромы ‘подскока и передовые аэродро-

dporra.
Это позволяло лёлчикам JelaTh NO He-
скольку вылетов в день. Задачу «охотии-
ки» получали накануне. Таким образом, у
них было достаточно времени для тиза-

тельной подготовки лётного состава и ма-
териальной части. Задача ставилась обыч-
но кратко,
направлении,
каким напряжением производить
работу и время возвращения на основной
аэродром. Улетев © осмовного

Лётаикам ‘указывали, в каком
каким количеством пад, ©
боевую

т a
«охотники» в течение всего дня подхдер-

живали связь с командованием по радио.

«Охотники» летали парами на высотах
цель,

сохранялся и при полёте большими груп-
пами. Но в этом случае ввод в атаку про-

извохилея последовательно парами.

_ Ататуя = железнодорожные = эптелоють,
«охотники» в первую очередь били по па-
ровозам. Отиёи пушев они пробивали ко-

тёл паровоза, после чего эшелон. останав-
ливался. Так, например, несколько

дней
назад два лётчика (ведущий лейтенаят Ко-
стырко) вылетели на «охоту». Через 40

минут они обнаружили эшелон © двойной
тягой. Они атаковали

ero ¢ дистанции

OCH aT

21 мая 1943 г., № 21 (149)

. ИСТРЕБИТЕЛИ-„ОХОТНИКИ“

100—50 м., причём первые ‘удары налра-
вили нА паровозы. Эшелон был. осталовлен,
Как удалось впоследствии  уютанозлть, это
эшелон простоял. в. течение всего, хня, за-
стопорив движение на важной магистрали,

Истребители «охотились» также и 3a
транспортами противника в открытом моде,
Недавно! четвбрка истребителей под кома»
хованием Героя Советсвого Союза Шестажо-
ва вылетела па такую «охоту». В морё
лётчики увидели и атаковали катер. Вре-
зультате атаки ом был сожжен.

Целью истребителей-«охотников» част
являются. и отдельные немещкию самолёты
— разведчики и коррехгировщики. Осавувной
метод в этом случае — внезапная, молняв-
атака. Принции «охотника» -ч
сбить врага < первой атаки! Недавно груп-
па в составе четырёх истребителей пох
командовалтием валтитана Аметхана вылете
ла на «охоту» в закреплённом за нею пач
правлении. Вскоре ° лётчики заме
«ФВ-189», экипаж которого корректировал

артиллерийский огонь врата пю переднему

краю нашей обороны. Капитан Аметхан в
ведомым младиим лейтенамтом Мальковых
залиёл со стороны ‘солнца. С первой же
атаки капитана корректировщик был под
бит. Лобил его младаний лейтенамт Маль:
ков. Вражеский самолёт упал и оторел.

В отот девь та же группа в XxXpyrowt
райоме встретила 2 «Ме-109». — Смоюй
атакой капитана Аметхана один «Ме-109»
был отогнан, а второго атакой в хвост ¢
дистанции 50 м. сбил младитий лейтенаят
Борисов. `

О результатах работы = «охотниковя
Н-ской части моно осудить хотя бы тю
таким цифрам: за 7 дней оми уничтожили
до 30 грузовых и 6 легковых автомашин,
пототихли и вывели из строя 4 катера. В
воздушных боях «охотники» сбили 4 к
подбили 2 самолёта. Своих потерь ист
бители He имели,

Какой вывод сделали истребители этом
подразделения из опыта работы  «охотни“
ков»?

Успех действий зависит главиым 0брз-
зом от умения добиться вмезапности пря
поиске цели и при ‘ударе по ней,
важно закаепить за группами «охотников»
определённые районы действий. 90 в
значительной степеыи облегчает поиск це
ли, даёт возможность следить за ‘измене
ниями обстановки. Для маскировки бази-
рования групи «охотников» веобхолихо
применять аэродромный манёвр.

Полковник И. ЕСЬНОВ,

Ночной бой бомбардировщика _

Некогорое время назад немцы ажлтивизи-
ровали действия своей ночной  истреби-
тельной  авизции на одном ‘из участков
фронта. Но активность нашей авизции не
снизилась, немецкие же ‘истребители повею-
ли потери. Только лётчики подразделения,
которым командует тов. Сквортюв, ‘ва ко-
роткий срок сбили на этом участке фрон-

та семь немецких ночных итотребителей,

не потеряв ни. одвюго евоето савюолета.

Для поиска бомбарлировщик»  истреби-
тели врага вначале птирокое пользовались
бортовыми фарами. Периодически вклю-
чая их, летчик проематриват  перед-
нюю полусферу, стараясь «нашупаль» лу-
чом преследуемый бомбардировщик. Но при
этом сам ис неизбежно демаюки-
ровал себя, Прежде чем лётчику удавалось
обнаружить советский самолёт, экипаж 1о-
следнего ‘успевал заметить истребителя и
полготовиться к отражению ‘атали.

Тах однажды было с экипажем лётчика
Макарочкина. Первым заметил вражеский
самолёт стрелок верхней батон. Ню так как
фары истребителя находились ния про-
дольной Oca ировщика. (немец захо-
дих снизу, в хвост), то стрелок верхней
балшни, естественно, не мог вести по нему
огонь. “Тогда он’ предупредил © приближе-
нии немецкого самолёта стрелка нижней
балтни —— старшину Зайдева. Тот терпе-
Ливо дождался, когда, свет фар окажется в
перекрестии оптического прицела, и от-
крыл е близкой дистанции огонь. Несколь-
кими. очередями ему удалось ` поджечь
«Мессертмитт». f

OULITHETE BOSTyIMAre бойцы. Они ‘уже тод
работалот в паре. Немцы были несказанно
пюрасжены, ‘узнав, что CORT MX летчик,
соверптивитий первый боевой. вылет.

В ч6м секрет победы  Кальчика? On
правильно понял, что воодушный бой сла-
гаетея из огня‘м манёвра, м заранее, не-
смотря на 10, что его посажили ‘на «ИД»,
тщательно  отрабалывал  техшику  пилитли-
рования. Победа Кальчика — результат
его личной ‘выумки, Каждый  комалхир,
обучающий подчинённых, облзан наелой-
THEO ROCILATHIBATH WB лётчика-нгрурмовикь
искуеного  воздутиного. бойца, хороно зна-
ющего запоны физики и аэролинамики.

Мы имеем ряд примеров, когла лбтчи-
ки-штурмювики, очень заслуженные; от-
мепенные высокими напрадами, при ветре-
че с истребителями противника уклоня-
лись от активцого боя. Когда мы пройта-
тизировали, в чём же здесь делю, то ока-
залось, что эти лётчики были  иедосталоча
по подготовлены по технике  пилотирова-
ния, особенню ма малых высотах. Они,
оченимию, опаваликь потерять  скавость,
ощущение пространелвенного положения
овоего самолёта, а отсюла и Bee печаль-
ные последствия.

Я энал олпого такого лётчика, ^ очень
прославленного и Узажаемого. On был
пипурманом полха. Но когда дело лотило ло
воздуниного бой ma «He», у шем эпусти-
лись руки. Он стал  уклопятьея от боя.
В полюу noma кризотолки. Лётик тяже-
ло переживал этот перкол своей боевой
деятельности. Я решил проверить. какая
У пого техника  пилопирозалиия, Вадяснтис
лось, что техника у него соверитенно фе
отработана» что в о этом деле от новичок,
Пришлось замяться. обучением этих лёт-
THKOB технике  пилотироватия, обратив
00боь впимание на выполнение глубоких
виражей и боевых разворуюв Ма всех
выюотах. Теперь многие ив этих xenon
стали мастерами  возлушном боя па
«He».

Таким образом,   если мы научим лётчи-
KOB-INTYPMORHKOB технике пилотирования
искусству быстрого и правильного постро-
ения в наиболее эффективные боевые. по-

Через некоторое время при таких же 06-
отоятельствах Зайцев сбил етщё один ист»
ребитель. Всех же на счету етого экипан
жа значитоя три вражеских самолбта-
уничтоженных в ночных воздушных болх.

Потеряв несколько самолётов, немцы вин
доизменили свою тактику. Если раньше
они действовали в одиночку, то’ теперь
начали ходить паралии, причём один из
истребителей «тюдевочивал» лучом фары
бомбардировтцик, стараясь отвлечь внима“
ние экипажа от второго истребителя, кото-
рый заходил на атаку с противоположной
стороны, действуя, так сказать, — «втёи-
ную». Ню налии лётчики быстро раскусили
этот манёвр. Если самолёт-«наводчих» вы
давал себя лучюм фары, то Bropono можно
было заметить по светящимся трассам
пуль, илущим от него. Ведя одновременный
огонь мз крупнюкалиборных = скорострель-
ных пулемётов по обоим самолбталм, наши
бомбардировииики держали их на почги-
тельном расстояним от себя ‘и сравнительч
ню легко выходили из боя.

Несмотря на все попьтики слоовать дейст
вия советских бомбардировщиков, сделати
это немцам не удалось. Наши лётчик,
широко применяя малеёвр и используя лем
но-такиличеслиию качества бомбардировтиика,

его бортовое вооружение, сумели выйти
победителями в ночных воздушных боях.

Майор А; ХАПАЕВ,
‚ ДЕЙСТВУЮПТАЯ АРМИЯ.

PUK, To we будем опасаться, что 2—3
немешких ‘истребителя  раксеют грушу
«Hon»,

Мы ‘указывали выше, чи /ля длитель
пой обработки целей лучше всего стро-
ить группу в боовом порядке «замкнутый
круг». Этот острой являетсл наилучиним я
при COMPOBOCK ena танков. Взажмодейст=
вие  штуруотиков © танками -— 66
оли из актуальных для наю вопросов,

Как папболее правильно использовать
щтурмовиков для обеспечения действия
танкиюов? Нумино, чтобы «ИЛы». сопре-
вождали TAM има поле боя своими атака“
ми © воздуха и поражали ламению те цели,
которые не позволяют продвитаться тах“
Kam вперёд. При этом в первую озере
«TAD pa» обруптиватют спой огонь ma TIPOTH
вотанкюную артиллерию, В’ этих операщич
ях круг прелолавляет собой боевой  поря“
дог, в котором самолёты отлично прикрыч
вАют друг луга от зенитной артиллерии
и вражеских истребителей.

По мерб- пролвижелия танков «II s
вытягивалотел, ‘по оси двиещия в DINO
образную кривую. При пзлимолействия со
стоими танками нужно учитывать о темты
их продрижения на поле боя. Став в boc
рой ‘ порялок над танками, лётчики MOR.
ны ‘убедиться, то внизу нахолатея имен“
HO CRON танки. В опязи с этим очены
WTP отавитея: вопрос об ‘условных 06009
‚начениях на земле.

В этой статье мы’ коопулись лишь и6-
которых особонпостей тактики питурмовой
авиащии, обоужлавитихея на копферентиит
летчиков -итлурояовикое. Бъмю oar ome
Но принимать за ‘какую-то догму указаи=
ные мною боевые порялки, Шаблон очень
опасен на войне. Нельзя считать. что зам-
кнутый круг и крутая  змейка--это уни
версалыьное средству заптиты от метребите-
лей противника, Banana  авпационных
комапдиров заключается в том. чтобы, 9с-
BARAT OTH бэевые порядки, ‘обучая ‘yet

ЗИКоВ ВЪЫСОКому классу техники пилотиро“

вания, искусству прицельной стре Ont,
умению ‚маневритрювальь, В 1 о время TiC
кать вв новые, ещё боле совершенные
методы использования «ИЛ`ов»,

и
mm

on
м
ya

и
у
м
ri