`21 май 1943 г., № 2Т (149)

`Парторганизация штаба

В первомайском приказе ‹ Верховный
Тлавнокомандующий Маршал Советского
(оюза товарищ Сталин требует: «Повы-
cat культуру работы войсковых штабов,
тобиться того, чтобы штабы частей и_сое-
диноний Красной Армии стали образцо-
выми органами управления войсками».

тб — мозг войсковой части, испол-
нитель воли командира-единоначатьника.
изб — центр организации боя и кон-

продя за его ходом. Его роль особенно ве-
га в собременной войне моторов. Злесь
требуютея точный ‘расчёт, взатмодейст-
pie 10 MCCTHOCTH и по времени, гибкое
узневрирование силами и средствами боя.
Шменно гармоничное сочетание всех этих
злементов решает исход сражения. Следо-
зательно, штаб, как орган управления
зойсками, занимает исключительное поло-
ление во ‘всей войсковой организации,
Малейшая ошибка, неточность в передан-
HOM распоряжении могут очень сильно по-
влиять на общий ход боевых действий в
низовых звеньях. Погрепюсть в иеятель-
ности штаба, не имеющая на первый
затляд серьёзного значения, прежде чем
дойдёт № исполнителя, вырастет в боль-
шую ошибку, а То и в преступление.
Orcioda ясно, какое значение имеют
RyUbTypa штабной работы, точность и
пунктуальность. Внедрение культуры в
работу штабов, как тбго требует сталин-
ский Приказ, — важнейшая задача
штабных работников. Большая, ответот-
военная роль принадлежит здесь замести-
TIM начальников штабов по политиче-
ской части и штабным партийным opra-
низациям. Их лолг -—— воспитывать в ком-.
мунисте штабном работнике умение pa-
ботать точно и оперативно, добиваться ‘яс-
HON) понимания хода боевых действий,
культивировать постоянное чувство  OT-.
вотственности перед ролиной, лефед nap-
тлей за порученное дело.
Важнейшее условие успешной работы
muda — 970 высокая бдительность всех
штабных командиров, ажкуратное и стро-
№ отношение с мх стороны к докумен-
там, приказам. 0с0бо надо указать здесь
на роль заместителя начальника иетаба по,
политической части. Именно он обязан с
помощью партийной организации повсе-
дневно бороться CO всяким проявлением
безответетвенности, беслтечнююти,  болтли-
зости, воспитывать в людях насторожен-
HOCTS, умение сохранять военную тайну.
табной работник — это не писарь,
не- канцелярист, который, получая заха-
Ч] свыше, лашь фиксирует её. Штабиет
— прежде всего культурный, трамотный’
в тактическом отнолении командир, твор-
ческий работник, думающий над постав-
ленкой задачей, ищущий пля неё намбо-
Ico правильного и эффективнюто решения,
По уровню знаний он выше строевого
командира, „Такой работник не проходит
мимо даже’ самого незначительного, но но-
0 явления в боевой практике, нового
тактического прибма, способа борьбы, стре-

‚ уися использовать на деле всё лучшее,

отравдазлитее себя, ош смело отбрасывает
‘устаревшее. Вырациваль таких штабных
комаилиров — насущиая захача игтабных
партийных ортанизащий. Практически они
обязаны помотать коммунистам, а, через
них и всему аппарату пгтаба, собирать по
крупицам опыт.-войны, обобщать, OCMBIC-
лить его, избегать шаблона, изыски-
вать новые приёмы борьбы ©  ненавист-
- вым врагом,

Почему на собрании коммунистов не
послушать бы доклала одного из руково-
Дитедей соединения, скажем, © TOM, Kak
была проведена та или иная  отерация,
какие уроки надо m3 неё извлечь, как
работал пггаб?

Партийной организации следует He
Столько говорить о пользе изучения опы-
та войны, сколько показывать:. что, где м
какими путями достигнуто. Причём серь-
зное внимание следует ‘уделить изучению
слабых и сильных сторон противника. А
для это нало прежде всего образцово
поставить разведку как в интересах на-
звиных войск, таб и ша себя. «Изучать
противника, улучнпать разведку +— глаза
и уши армии, поунить, что bes этого
нельзя бить врага наверняка», — Tak
товорит в первомайском приказе товарищ
(талин. Изучение противника, организа -
ция доброкачественной м непрерывной
разведки — святая обязанность пелабных
командиров. Нужно ли говорить, что
здесь штабной команхир коммунист дол-
жен  покабывать пример? ‘Авангардная
(толь коммунистов штаба в том и состоит,
чтобы \показывать образцы бдительности,
слаженности и творчества в работе. `

Не менее важная обязанцость литабных
„парийных организаций — своевременно
и чутко воспринимать сигналы 0 недо-
статках в работе, идущие снизу в выше-
стоящие штабы. Надо видеть и оцпенизать
работу коммунистов по тому резонансу,
который она даёт в эскадрильях и поя-
ках, И не только видеть, HO правильно
Я своевременно реагировать Wa недостат-
ки, предупреждать ошибки в зародыше,
пе давать им перерастать в серьёзныю
пресчёты, которые могут принеети бюль-
шой ущерб в боях.

Надо сказать, что ях заместителей
начальников пргабов по политической

использование

СТА

Rew te

\ Генерал-майор авиации
В. АЛЕКСЕЕВ.

Г

части ‘и секретарей штабных партийных
оргапизаций ещё не нашли овоето места
в общей системе работы. Они пе сумели
нащупать формы и методы партийно-по-
литической деятельности в штабах и ча-
сто не знают, за что и как им взяться.

Практическая проверка в некоторых
партийных организациях нашего соедине-
ния показала, что на этом участке имеют
место недостатки.

Так, в штабе, где заместителем  на-
чальника по политчасти тов. Петунин, 3
секретарём партийной организации тов.
Носов, партийная работ» 3a последнее
время - свелась к обсуждению общеполити-
ческих вопросов и разбору персональных
дел. Вся текущая напряжённая професси-
овальная деятельность коммуниста штаб-
ного Команиира выпала из поля зрения
партииной оргализации, а значит-— и из
©феры её влияния, 4

Нельзя ‘сказать, что wa партийных co-
браниях не пытались затрапивать практи-
ческие вопросы штабной жизни. Однако
должного эффекта не получалось, потому
что делалось ото неконкретно. Налример,
Котда обсуждали вопросе о выполнении
постановления партийного актива части,
партообратие приняло решение, в котором
060 всём говорилоеь понемнопу. Там было
записано всё: рост парторгавизании, по-
становка пропагандистской работы, руко-
водство комсомолом, командирская учёба,
радю для управления
ит. д. Всё было свалено в, одну кучу, и
потому ни один из этих важных вонро-
сов. как следует не был разрешен,

А между тем в части были
потери ориентировки, имеются
венные недостатки в оргапизации  сани-
тарной службы. Товарищи, возглавляю-
щие ‘санитарную службу и штурманское
дело, — члены ипетабной партийной opra-
низации: ’ Почему бы ‘не обсудить. на
партийном бюро или партеобрании вопрое
© работе коммуниста врача, почему бы
не послушать коммуниста штуфмана и м6
выложить, ‘что мешает ему наладить на-
витационную подготовку лётного состава?
Это повысило бы ответственность и врача
и штурмана перед своей партийной орга-
ниващией, помогло бы людям. разобраться
в своих промахах, положительно сказа-
toch бы на леле. Это была бы практиче-
ская помощь парторганизамии командиру.

Надо твбрло усвоить, что чёткость и
качество работы штаба, ero роль как
важнейшего творческого оперативню-так-
тического звена части, соеланетия зави-
сят от уровня партработы в штабе.

Круг деятельности штабной парторга-.
низации достаточно велик, есть нах ` чем
работать. А между тем некюумрые  руко-
водители парторганизаций считают, что
лучше делами! штаба не заниматься, a
TO, чето доброго, обвинят в нарущении
Фитиноналча\лия, ‘умалении авторитета на-
чальника. В: шигабе, мол, народ образован-
ный и особенно среди него работаль не-
чего. Поэтому и ограничиваются поста-
новкой общепохитических вопросов в OT-
влечённой форме, вместо того чтобы 0су-
ществлять CBO прямую задачу — Ka-
саться вопросов” фаботы пигаба или отде-
ла, помогать  выправлять  недосталиий,
влумчиве приглялываться 5 деятельности
каждого коммуниста. ‘Разве можно сомне-
ваться в том, что умело поставленная
партийно-политическая ‘работа в штабе,
тесно связанная с его жизнью, способна
только крепче сколотить коллектив штаб-
ных командиров, слелать практическую
работу каждого коммуниста более продук-
тивной, ‘творчес®ой, чёткой!

Боевая практика  подсжазывает, что
путь устранения ‘недостатков  партийно-
политической работы в’ штабах лежит
через усиление организационной партий-
ной работы. Многое здесь зависит от
штабных парторгапизатий и от политор-
танюв. Обязалиость последних —— уделить
0060008 внимание штабным` паргортаниза -
циям, коренным образом ‘улучшить руко-
водетво ‘ими, постоянно контролировать
их и помогать им.

Исхоля из опыта нашей работы, хочет-
сл указать
табов по политической части и руково-
дителям парторганизащий ‘управлений на
то, какое огромное значение лля улуч“
пения организационной партийной  та-
боты имеет стязь штабов © политотделом.
Ведь такая связь дабт возможность с по-
мощью политотдела получать оценку Фа-
боты коммунистов штаба в частях Ha
основе практических результатов EX DY-
ководства определённой отраслью.

Рабогник политического отдела  ДИвВи-
зии, проверяя общую постановку партии-
по-политической работы в полку, естест-
венно интересуется деятельностью комму-
нистов, связанных со пггурманекой служ-
бой, службой вооружения, экоплоатащиеи
материальной части, организацией управ-
ления боевой’ работой. При этом инетрую-
тор сталкявается с рядом недостатков,
часть которых может быть устранена при

случаи
сущест-

\ Действующая армия. Замкомандира Н-ской
П. Мишин ставит задачу на вылет в тыл ‘врага лётчику

майор
лейтенанту Ю. Диброву.
Фото_С. Кафафьян. -

эскадрильи связи

такая постановка дела ‘уже дала  опреде-
лённый эффект, .

упрощение кодовых таблиц м быстрый

заместителям” начальников.

B первую половину ночи, показал,

вмешательстве работника вышестдящего
штаба. Бывает и так, что работники по-
литотдела обнаруживают в части  недо-
чёты, вызванные оптибками ‘или нечёт-
костью специалистов штаба или началь-
ников его отделений.

Крайне важно, чтобы сигналы 0б этих
нелостатках доходили по адресу, & нё те-
рялись на  полдороге, чтобы eto He
ограничивалось разговорами. Наконец,
нужно, чтобы эти сигналы были правиль-
но восприняты, без ведомственной обии-
UABOCTH.

Фактический материал о работе комму-
HECTOR птабных командиров,  осредо-
точивающийся в политическом отделе,
должен быть  проанализирован. Тогда
политоглел сможет поставить определён-
ную Задачу заместителю цачальника шита-
ба по политической части, а послодний
обязан решить её через свою партийную
организацию,

С помощью политотдела заместитель
начальника тпитаба по политической части
найдбт. своб место, будет’ заниматься ве
случайными вопросами, а теми, которые
прямо касаются повышения культуры
штабной работы. Он сможет  коткретно
руководить партяйной организацией, вы-
двигать перед ней практические вопросы,

Иначе пойдёт и сама  партработа в
управлении. Она будет связана с кон-
кретнымя лицами, практическими делами,
оживёт, обретёт плоть и кровь и начнет
пололительно влиять Ha _ деятельность
коммунистов пРтаба. Стало быть, партра-
бота поможет усилить удары по врагу.

Секретари партийных организаций уп-
равлений и заместители начальников
штабов по политической части, эная, ка-
кую практическую служебную задачу
репталот в частях коммунисты  работ-
ники ‘Управления, обязаны  своевремен-
но информировать 06 этом инструкторов
политотдела. Последние, выезжая в части,
будут знать, куда напелить внимание
партийных работников в полках; .

Именно. так можно и должно  тлубоко
координировать деятельность руководящего
штаба и политического отдела  соедине-
ния. Это позволит поднять качество pa-
боты коммунистов титаба,  пред’явить
конкретные требования партяйным opra-
низациям полков. А ‘требования, ясны:
ликвилировать недостатки управления, на-
стойчиво обобщать опыт войны, доби-
ваться живой, непосредственной связи
между штабами и управлениями, © одной
стороны, и конкретными  иопюлнителями
воли командира — с другой. _.

Rorya мы поставили этог вопрос На
специальном совещании заместителей на-
чалтыников иетабов по  пюлигической
части, а ватем на  общепартийных
собраниях в штабах, он вотретил пол-
ную поддержку. Люди поняли, как надо
работать, им стали яены содержание и
форма работы. В той же партийной эр-
ганизации, где секретарём тов. Носов,

Злось па заседании партейного бюро
обсудили доклад итабного командира ком-
муниста, работатщего в отделе связи, ©
TOM, как он борется за улучшение  ис-
пользования радиосредств. Партбюро He
огразичилось тем, что отметило нелостал-
ки. Бюро обязало партийцев, работающих
в этой области, добиваться лучших ре-
зультатов, рапионатизировать пдокумента-
цию, необходимую для скрытого управле-
ния войсками, всемерно  водействовать
подготовке каров радистов и т. д. Пря-
мым результатом этого решения было

ввол в строй новой труппы ралистов.

В предлверии ретшаюттих боёв с немещ-
ко-фалиистокими захватчиками необходимо
всемерно укрепить организационную пар-
тийную работу вообще и в штабах — в
частности, А в свете первомайското при-
каза товарища Сталина организационная
партийная работа получает ещё более
глубокий смыкл и требует новых поакти-
ческих форм и методов. К этому вопросу
сейчас должно быть привлечено внимание
партийных работников нашей арии.

Экипаж вернулся © боевого задания.   важны

Комавдир эклпажа, долольил;

— Боевое задание вытюлнил.

Он сообщил детали полёта, донёсе 0
потоде на маршруте и в Тайоне цели,
рассказал об очагах пожара, которые `до-
велось наблюдать, и т. д. Не штабной
командир не Удовалетворилея этими отве-
тами. Оп хочет знать, что нового полви-
лось в тактике пропивника, какие новые
методы применяет он в борьбе с ночным

‚ бомбарлироващиком. _

Штаб — арсенал боевого опыта. И в
первую очередь он обязан собирать BCE
новое, что появилось в тактике немцев.
Or него. не должна ускользать ви она
деталь, которая лётчику на’ первый взгляд
может. показаться малозначатей.:

Bor почему мы придаём такое большое
значение ‘тщательному опросу экипажа,
вернувшегося с боевого заламия.

Hamme похразделение действует ночью.
Поэтому для нас главную опасность пред-
ставляют отонь зениток, луч прожектора
и в меныпей степени — ночной  иметре-
битель, Bor почему мы главным 09-
разом изучаем особенности вражеской си-
стемы ПВО, применяемые противником
‚методы противодействия с земли.

(трос  окипажей, действовавитих 1
окружённой сталинградской труппировко
что
немцы встретили их ‘яростным огнём зе-
ниток. Лётчиюи, бомбивигно эту же пель
во вторую половину HOW, донесли, что
они петретили ‘слабое  противолействие.
Прошла одна ночь, другая.  Наблюлаль
то же явление. Мы стали следить: чт»
ато —- заковомерноеть или случайность?
Окавалось, что мы имеем иело ^с опрете-
лентой системой. ’ Установив 970, mrad
сделал вывольг в отношении TAkTUKH на-
тих боубардировишиков. Рептено бъло, что
вю ВТОруто половину. почки окитаяжти могут?
слизять выюкоту  бомбоуеотания, а стало
быть — повысить эффективность своих
ударов.

‚В изучении тактики противника очень

линский сокол

Бандитов из корпуса Рихтгофена я
впервые увидел в июле 1941 тода в де-
ревне Вашиково, под Новгородом. 48 бом-
бардировщиков под охраной двенадцати
«Мессершмиттов» начисто снесли деревуш-
ку Ваптково, состоявшую из 100 дворов.
 Немцы убили и искалечили 117 детей, 84
женщин, много стариков.

‚Какие награды получили фашистские
лётчики и как они представили в своих
реляциях налёт ма деревню .Вашково, мам
неизвестно... Можно лишь засвидетельство-
вать, что бомбили немцы усердно, с пи-
кирования, делали по  семи-восьми захо-
дов, висели нал пелью долго. Когда поя-
вились наши истребители, двенадцать
«Мессершмиттов» ‹ связали боем двух
м а «Юнкерсы» продолжали бом-
ИТЬ,

Совсем иное наблюдал я теперь на юге,
где вновь появились темнозелёные бом-
бардировщики корпуса Рихтгофена, работа-
ющие вместе с пбетро раскращенными ист-
ребителями эскадры «Удэт». Сильно по-
трёепанные, под Сталинградом, они улетали
на пополнение и вновь вернулись Ma co-
ветско-германский фронт. Но это уже не
тордые фрицы 1941 года.

С какой поспешностью выбросили все
свои бомбы 48 бомбардировщиков; летев-
шиё к нашему переднему краю, лишь
только завидели наших «ЯК’ов»! Бомбы
попали в расположение немецкой пехоты.
22 «Мессертиитта» попытались связать
боем наших истребителей, но меудачно.
«ЯК’и» прорвались к бомбардировщикам
и так начали их бить, что ‘сидевший на
земле у радиоаппарата командир соедине-
ния взволнованно и;
тромко закричал, в
эфир:

— Молодцы! Roca,
Косса! Вонзай,  Канко-
mes!

Битва в небе проте-
кала молниеносно. Два
«Юнкерса»  повалинись
на цветущие сады cre-
ревтих стажиц, Третий
удирал. За ним гнался
«Я». «Юнкер» 1!
пускал струю дыма и,
притверяясь о сбитьм,
штопорил, то резко раз-
ворачивалея, маневриро-
вал, делал горки,

— Bpems, от. кров-
ника ме уйлбшь! —
послышался в эфире го-
лос преследующего,

В пылу погони  л6т-
чик забыл выключить
поринтофон, и мыуслы- ie
Main его заветные слова. То был Ахмет
Канкошев, об’явивший немцам кровную
месть. у

Тот же голое звучал печально и про-
никвовенно накануне, на митинге гвардей-
ского истребительного полка:
кровной мести He спрячеться
под землёй и не спасешьоя в небе. Пу на-
OMY преданию, ‘и там, за гробом, кров-
ник найдёт своего врага.

Комсомолец Канкошев много боролся
против пережитков старины и особенно
против обычая кровной мести. Он сам хол-
жен был отказаться молить роду из co-
сезнего аула и тем вавуек на себя упрёки
в трусости. Тяжело было Ванкошеву вы-
цести это бремя, но сон переборол всё
и, устанавливая мир между враскдовавнеи-
‚ми родами, показал себя не трусом.

Как бы в подкрепление своего мужест-
ва, Ахмет пошёл в семью крылатьх храб-
репов, стал истребителем.

Но вот с запада пришёл кревавый врат.
Перед его преступлениями померкли все
нанвные ссоры кавказских родов.
7 Сльнпал и читал Канкошев о кровавых
зверствах фашистских убийц. Видел жерт>
вы бомбардировок мирных городов и сёл.
Но никогда не думал он, что враг этот
придёт в его аул, принесёт насилие и
смерть в его семью.

После освобождения аула от немцев Ван-
ROUMB получил письмо от отца. Витиева-
тым, старинным слотом Хантол Канкошев
писал:

En

—

` последовательность,  непрерыв-
ность. Когда наше’ подразделение. перелло
на друрой участок Фронта, мы продолжали
следить, действует ли и здесь система,
обнаруженная нами на Сталинградеком
фронте. В течение ряда ночей мы тща-
тельно сопоставляли показания абтчиков
© плотности зенитного огня при первых,
а затем последующих боевых вылетах.
Оказалось, что враг на Фазных участках
фронта применяет фазличную тактику.
элесь он «безмолвно» встречал появле-
пие первых наших экипажей и обруши-
валея всей овоей мощью на экипажи,
прилетавитие во вторую половину moun.
Cpagy. же изменилась и тактика налгих
бомбардировщиков.

Мы ипривели только одит харалитерный
пример, показывалоптий, как важно мепте-
рывное изучение вражеской тактики. Ре-
шающая Гюль здесь, конечно, привадле-
жит наблюдательности экипажа. От чего
ничто He лолжно ускользнуть. Он никоила
не должен забывать © своей роли раз-
зелчика, причём здесь важна исключи-
тельная оперативность. Порой об тме-
непии в талтике врага (с точки зрения
плотности огня зениток, неожиданного их
сосредоточения там, тле меньше всего
можно ‘было ожидать) мы узнаби от
экипажей по ралио. И лётчик  ещб me
вернулся домой, а ого товари, полетев-
WA Ha Ту же дель, уже получил при-
каз: «Полнять высоту бомбометания mo
4.300 м.›.

Там, гле точно, а главное быстро паз-
тальвают всякое новое ухитрение немпа,
там мет боевых потерь, вызванных тем,
что враг неожиданно перехитрил кажим-
To monn приёмом. В одну из боевых но-
чей песколько экипажей, вернувитяхея с
затания. в олин толое заявили:

— Hay нами леталот немецкие икиуеби-
тели и подевечивают нас’ сверху.

Штаб сразу заинтересовалея этим при-
ёмом врата. Действительно, в эту ночь
на высоте 5.000 м, леталя немецкие са-
молёты, имевшие только одно задание-—

Гвардии старший лейтенаит Канкошев

ИЗУЧЕНИЕ ТАКТИКИ ПРОТИВНИКА

дир подразделения приказал экипажам.

КРОВНАЯ МЕСТЬ

«Немцы сделали вдовой жену брата

твоего старшего Шамау. Мы охоровили его,
нарушив обычай, лишь много дней спустя,

ибо мбртвый он был привязан за шею ве-
рёвкой к дереву не как человек. & как

скот. И не будет теперь покоя душе его,

потому что умерщвлён ПЛамау бесчестно...

Они лишили жизни любимых сестёр тво-
их Абчару и Фатиму, несчастные души
которых не смогут увидеть душу матери
пельзя

твоей, ибо обесчещенной дочери
смотрёть в материнские глаза.

Сын наш возлюбленный! Весь род твой
требует об’явления обидчикам налеям кров-
ной мести. Не зная, жив ли ты, призна-

@шь ли теперь обычай предков, дядя твой,
уважаемый старый Казбулат, взял в руки
винтовку и 0б’явил себя’ кровником.

Он убил уже несколько насильников и
убийц. Но он стар, и в руках у него всего.

одно ружьё, a у тебя в руках сильная
машина, твои плечи молоды, твои глаза
зорко видят небо и землю, ты хвалился,

что владеешь самолётом не хуже, чем дед.

кинжалом, что любим в кругу товарищей.

Мы требуем от тебя кровной мести, к
которой призови и товарищей. Еели они
друзья, разве ие помогут? Ведь’ одному
тебе даже и на машине трудно восполнить
всё горе наштей семьи. За’ вечные муки од-
ного лишь Шамау, сколько же надо тебе
убить немцев, сын мой! А сёстры Абчара
и Фатима... 0б’ясни товарищам твоим...»

Не пришлось Канкошеву много 00’ac-
нять товарищам. Слова его падали в серд-
ца людей, как семена на вспаханную и
прогретую солнцем землю.

Гвардии старший сержант Косса сказал:
sis _ ——~ Tarp ¢ половиной
месяцев я шёл пе ие-
мецким тылам ито, что
Я видел, никогда не 33-
буду. Но самое тяжкое
из всего — это труп
старой женщины, пове-
шенной Wa арке у вхо-
да в станицу Незамаев-
скую. Её повесили за
непокорность, на. устра-
шение другим, как гла-
сила надпись.

«Есть ли у неё сы-
новья? Кто отомстит 38
не?» — думал я, ски-
таяеь и прячась по бал-
кам и лесам. И я стал
считать себя её сыном.
Я должен отомстить 34
нее!

И ме олин Rocca ска-
зал так. Друзья поддер-
жали Канкошева. Нет
семьи У нас в стране,
хоторую ме залел бы своим зверством враг.

Вот он убегает на  коричнево-зеленом
ABYXMOTOPHOM самолёте, мечется, как уго-
рельй, над горами. Его 0б’ял ужас.
но знает, что за ним гонится кровник, HO
по ярости атак, по злости преследования,
о мастерству манёвра м скупости отня он
уже попял — это тонитея смерть.

Тевущая и лымяюя маптина врага, за-
гнанная Канкошевьюи, врезалась в гору. А
наш истребитель в самый последний мо-
мент взвился ввысь.

Сделав круг и убедивиеись, что врал го-
рит, Банкошев пристроилея к товарищам.

лей

Это был второй самолёт, сбитый им после

клятвы © Кровной мести.

Среди дымящихея обломков вражеской
мадтины не было обнаружено документов,
ниеем, фотографий. Они сгорели. От че-
тырёх немцев осталось только одиннадцать

железных крестов, из них один — «ры-
царский». Гвардии старший лейтенант
Канкотнев отомстил в тот час четырём
бандитам,  бросавшим бомбы на Ша-
иж, Лондон, на  безвестную деревушку
Вапиково.

Среди них по было тех, что злодейски
умертвили его старпюго брат» Шамау и

любимых сестёр Абчару и Фатиму. №№ я

они не уйдут от расплаты, ибэ кровную
месть ‘гитлеровцам об’явили все народы
нашей страпы.
Н. БОГДАНОВ.

подсвечивать советских
бомбарлировитиков. На сле-
дующую ночь враг повто-
рил этот же прибм. Коман-

Усилить наблюдение за воздухом,
подготовиться к атакам ночных иетреби-
телей. ° Несколько почей подряд нем-
цы устраивали этот Фейерверк над
нашими бомбардировщиками, а потом пре-
кратили, видимо, поняв, что должных
результатов это подовечивание не дает.

На олном из участков фронта экипажи
Харченко, Сидоришина и другие замети-
ли, чо у номцев здесь прожектора тесно
ззаимодействуют с зенитными орудиями,
Прожектора” ловят самолёт в  «кле-
щи», и в тот момент, когда «клещи»
смыкаются, открывают огонь зенитки.
На эту тактику немцев мы сразу отве-
тили своими контрмерами. Командир под-
разлеления с каждым мз экипажей ешё
и еб раз проработал методы выхода из
лучей прожекторов,

В последнее время мы стали приме-
нять в полетах САБ’ы для доразведки це-
ли. И сразу же была замечена . такая
тактика немцев: на навистую`в воздухе
спетящуюся бомбу враг обрушивалея ог-
nem всех своих зениток. На одном из
очерелных разборев боезых вылетов коман-
дир подразделения отмелил удачную
инициатиюу ряда налтих экипажей, кото-
рые хорошо используют отвлечение вра-
жоской ЗА. Вокоре‘этим приёмом стали
пользоваться и другие экипажи,

Много внимания мы уделяем изучению
тактики противника, когда наши бомбар-
дировтиииеи действуют по переправам, же-
лезнодорожному транспорту. Наиболее, на-
блюдательные экипажи заметили, что
немцы часто, желая скрыть свою пере-
праву, слегка погружают её в ‘воду. Но
эти же экипажи и наши ©10соб обна-
руживать замаскированные таким 0бразом
переправы. Они нахолили их по в’ездам
и выездам на берегу, по  мелькалющим
Ha берегу ‘фарам автомапгин,

К такой же  маскировке
прибегает и Ha железнодорожном транс-
порте. Налии лётчикя много раз наблюла-
ли, как немцы на вочь раюсредоточивали

ГЕРМАНСКИЕ _
ЭРЗАЦ-ШТУРМОВИКИ

немцы делают попытки создать штурмо-
степени отвечал бы своему назначению.
Как удалось противнику разрешить ary
проблему, видно из фактов. вс

Ещё в 1941 году в немецко-фапиостской
печати широко пропагандировалась
сия о создании мощного противотанкового
истребителя «Хеншель—Хш-129». На деле
этот самолёт появилоя Ha  советско-тер-
манском фронте лишь в середине 1942 то-
да, да и то в незначительном количестве.
Однако боевое применение «Хш-129» He
оправдало надежд командования терман-
ских военно-воздушных сил.

Несмотря на значительное вооружение
(две неподвижные пушки Мг-151 калибра
15 мм. и два пулемета Мг-17 калибра 7,92
мм., бомбовая нагрузка до 200 кг.), бое-
вые свойства «Хш-129» оказались весьма
слабыми, Редкие его вылеты на, штурмов-
ку не дали желаемого эффекта и в боль-
шинстве случаев заканчивались уничто-
жением «Хеншеля», или он в качестве
трофея понадал в руки наших войск.
Имея бронированные пилотскую кабину,
маслорадиатор и некоторые части  мото-
ров, этот штурмовик совершенно не за-
щищён сзади и снизу. Довольно уязви-
мым местом” самолёта явились, кроме TO-
го, протектированные 6ензо- и маслобаки.
Как ни восхваяяла фашистская пропаган*
да «мощь» штурмовика, он не нашел ши“
рокото применения на фронте.

Сейчас командование германских ВВС
стремится, ках может, восполнить пробел
в своей авиации и вновь пытается с03-
дать подобие штурмовика для борьбы ©
танками и войсками на поле боя.

Недавно на различных участках фрон-
та были сбиты немецкие самолёты «Юн-
херс-88 С 6» и «Юнкерс-87»,  приспособ-
‘ленные для штурмовых действий. На, пер-
ром изо них под фюзеляжем установлечы
пулемётно-пушечные батареи для стрель-
бы впербд, В носу фюзеляжа, защищен-
ном броней, обнаружена батарея, состоя-
шая из трёх пушек «Эрликон» калибра
20 мм. с запасом 60 снарядов на каж-
лую, и три пулемёта Мг-17 в боезатасом
по 800—1.000 патронов.

Такая громоздкая батарейная подвеска
вначительно снизила лбтные качества бом-
бардировщика. Подкрыльные воздушные
тормоза ‘на самолёте отсутствуют, и стало
быть машина лишена возможности дейот-
вовать с пикирования. Несмотря на уста-
новку двух мощных моторов Юмо-211 к
по 1.175 J. с. скорость самолета, а также
дальность полбта снизились. Бомбовая на-
трузка предусматривает размещение в
фюзеляже 10 бомб пб 50 кг. В экипаж са-
молбёта входят два воздушных стрелка,
управляющие верхними и нижними спл-
ренными пулемётами Мг-81 нормального
калибра для защиты задней полусферы.

‘«Юнкерс-87>» из’ пикирующего бомбарди-
ровщика переделан для штурмовых дей-
ствий по танкам. Вместо бомб под фюзе-
ляжем он имеет две пушки калибра 37 мм.
с боекомплектом по 12 снарядов на каж-
дую. Лётные качества «Ю0-87> воледствие
такой привески и дополнительного брони-
рования снизились ещё больше, нежели у
«0-88», и потери этото «штурмовика»
вполне об’яснимы. р

Таким образом, попытки немцев 608-
дать подобие штурмовика путем модерни-
зации и переделки известных ‘типов бом-
бардировщиков оказались также явно
несостоятельными.

Инженер-майор М. ДМИТРИЕВ.

——<_—-
МАСТЕРА ПОЛЕВОГО
РЕМОНТА

Прурмовик лётчика Мингалева получил
в бою тяжёлые повреждения. Оказались
перебитыми управление руля и тримые-
рев, тросовая проводка вооружения, шас-
си, повреждены мотор, плоскости, бензо-
бак.

Восстановить «ИЛ» взялась бригада спе-
циалистов: механики Фигурский и Проко-
пенко, младший техник-лейтенант Казир-
тов, техник-лейтенант Сычев. Работая лод
руководством техника Тимошенко, они до-
срочно закончили ремонт штурмовика.

Отремонтированную машину испытал в
воздухе Герой Советского Союза гвардии
капитан Голубев и дал высокую оценку.
мастерству специалистов. Сейчас штурмо-
вик снова несёт боевую службу.

(От наш. корр.).

‘эшелоны по маленьким  полустанкам,
близ какого-нибудь большого железнодо-
рожног узла. А на утро они вновь 00-
средоточивались ‘на узловой станции.
Принтлось изменить и нашлу ‘тактику, вве-
сти систему «охоты», полевечивания и т. д.

Нам важно знать не только приемы
противолействия врага нашей авиации.
Мы должны изучать и тактику его ак-
тивных действий. Наблюдение 34a авиа-.
цией противника показало, что немцы
пытаются блокировать нашу базу. Мы
выследили, с какого аэродрома приходят
Kk нам блокирующие самолёты, и в CBOW
очередь ответили им тем же.
несколько дней, и «блокада»
базы была снята.

В последнее время наши
стали чаще JOHOCHTh © появлении Fa
маршруте немецких ночных истребителей.
Мы сразу приняли меры — изменили
маршруты, время пролёта.

в налтей.

Уже не первый раз за время войны.

вой самолет, который хотя в какой-то ^

вер-`

Прошло.

экипажи -

Так, каждое донесение экипажа © том -

или ином изменении в тактике врага
сразу же заставляет штаб задуматься 06
ответных мерах, об изменении нашей
тактики. Самое главное — это суметь
уловить любое новшество в метолах вра-
га, каждый его новый приём, каждую

попытку перехитрить нас.
‚В нашем подразделении после кажлой
боевой ночи производится тщательный

разбор полётов, Здесь-то командир и сум-
мирует всё новое, что обнаружилось 38
ночь в прибмах противника. И, наконец,
ORM из наиболее эффективных . методов
изучения вражеской тактики — это по-
лёты на боевое задание командира пот-
разлеления, ето заместителя и командиров

пигаба. Именно личные наблюдения
командира подразделения в  поелед-
нее время позволили нам, например,

установить, что сейчас противник ввохит
в лействие ПВО только после того, как
боубарлировитик точно выйдет на цель и
сбросит бомбы. А пока самолёт холит во»
круг цели, ПВО врага молчит.

Изучать тактику врага надо постоянно

противник   и непрерывно, ибо энание её. — сильное

оружие в борьбе с противником, .
Гвардии подполковник М. МЯГКИЙ.
_ ДЕАОТВУЮЩАЯ АРМИЯ, о ^`