подъ карнизомъ, при чемъ каждая лопатка раздѣлена еще филенчатой пилястрой, но безъ капители, а съ однимъ только астрогаломъ,—все это формы стиля Возрожденія, хотя, правда, сильно измѣненныя въ русскихъ рукахъ.
Словомъ, здѣсь столько итальянскихъ мотивовъ, что даже многіе знатоки, х оворя про отдѣльныя зданія дворца, находятъ ихъ сходными съ разными итальянскими дворцами; а вмѣстѣ съ тѣмъ, въ цѣломъ, онъ
имѣетъ еще болѣе несомнѣннаго сходства съ чисто-русскими деревянными постройками и самъ представляется стильной русскою постройкою.
Очень можетъ быть, что здѣсь не мало имѣла значенія именно разновременность его постройки. Еслибы строилъ его одинъ архитекторъ, то даже въ случаѣ навязыванія ему опредѣленныхъ образцовъ, подобно то
му, какъ это было съ Аристотелемъ Фіоравенти при постройкѣ Успенскаго собора, все же, вѣроятно, въ работѣ его проскользнуло бы гораздо болѣе привычныхъ, сродныхъ ему пріемовъ, чѣмъ когда постройка возво
дилась одна часть за другою, черезъ большіе промежутки, разными строителями, да еще вперемежку съ русскими мастерами.
Я нарочно остановилъ главное вниманіе на Кремлевскомъ дворцѣ, такъ какъ здѣсь, какъ на самомъ важномъ памятникѣ, о которомъ при томъ сохранилось всего болѣе матеріала, удобнѣе всего ознакомиться съ
общимъ характеромъ такихъ построекъ, и тогда осмотръ остальныхъ памятниковъ можно сдѣлать болѣе бѣгло. Матеріаловъ же здѣсь осталось на
столько достаточно, что, когда мнѣ пришлось работать надъ возсозданіемъ его общаго вида, одновременно со мною работалъ другой изслѣдователь, покойный А. А. Потаповъ: мы оба не знали о работахъ другъ друга до самаго окончанія, а въ результатѣ у насъ лишь взяты разныя точки зрѣнія, а самый видъ дворца вышелъ одинъ и тотъ же.
Самый замѣчательный и типичный изъ деревянныхъ дворцовъ, дворецъ въ селѣ Коломенскомъ, построенный русскими мастерами, Смирнымъ Ивановымъ, Семеномъ Петровымъ и Иваномъ Михайловымъ, въ массахъ


своихъ носитъ почти тотъ же характеръ. Онъ также состоитъ изъ цѣлой группы отдѣльныхъ построекъ, соединенныхъ между собою крытыми пе


реходами, даже многіе отдѣльные мотивы, какъ, напримѣръ, формы покрытія, крыльца и многіе другіе—вполнѣ одинаковы, и здѣсь то именно они вполнѣ естественны, какъ формы чисто деревянныя.
Также были построены, въ 1663 г., и царскія хоромы въ селѣ Измайловѣ, представлявшія собою какъ бы огромный хозяйственный хуторъ. И онѣ состояли изъ множества разныхъ отдѣленій: изъ хоромъ для царя, для царицы, для царевича, для царевенъ болыпихъ и менынихъ, изъ переднихъ и заднихъ воротъ съ башнями и стрѣлецкими караульными палатами по сторонамъ, изъ служебныхъ палатъ Сытнаго, Кормового и Хлѣбнаго дворовъ. Все это обнесено было каменною оградою, по угламъ которой стояли четыре каменныхъ башни, покрытыя бѣлымъ желѣзомъ и украшенныя орлами.
Слѣдующую интересную постройку гражданской архитектуры представляютъ собою Патріаршія палаты. Ихъ подробное описаніе мы находимъ у Павла Алепскаго.