стѣны украшали богатыми шелковыми и золотными матеріями, бархатами. При царѣ Алексѣѣ вошла въ моду обивка стѣнъ и дверей «золоченными басменными кожами», на которыхъ были вытиснены разныя тра
вы, цвѣты и звѣри. Въ концѣ вѣка стѣны обивались полотняными и холщевыми обоями, на которыхъ были нарисованы картины свѣтскаго содержанія: такъ, на полотнахъ и холстахъ часто изображали «звѣздочетное небесное движеніе, двѣнадцать мѣсяцевъ и бѣги небесные», а то иногда и просто раскрашивали какой - нибудь яркой краской.
Съ не меньшей заботливостью украшали потолки - подволоки или рѣзьбой изъ дерева, или слюдою съ довольно затѣйливыми рѣзными украшеніями изъ жести, олова и бѣлаго желѣза. Бывали случаи, когда въ XVII в. подволоки устраивались даже изъ серебра. Конечно, и деревян
ные рѣзные потолки всегда покрывались позолотой и раскрашивались краской: такъ, въ деревянной комнатѣ Ивана Алексѣевича, въ іюнѣ 1686 г., позолочены сусальнымъ золотомъ въ подволокѣ «крестъ и около него звѣзды и коймы и у оконъ наличники, а у дверей дорожники и шпренгели» (что то въ родѣ современныхъ багетовъ).
Поль или мостъ настилали досками, а иногда мостили «дубовымъ кирпичомъ», квадратными дубовыми брусками, въ 6—8 вершковъ ширины и 2—з вершка толщины.
Такой полъ представлялъ собою своеобразный, большею частью расписанный красками «въ шахматъ» или подъ мраморъ паркетъ. Устраивались также полы гончарные изъ цвѣтныхъ изразцовъ.
Полъ покрывался сукномъ, а въ праздники и во время большихъ пріемовъ —персидскими и индѣйскими коврами. Окна во дворцѣ были слюдяныя; стекло входитъ въ употребленіе только съ Петра, а «слюдяныя оконницы» дѣлались изъ бѣлаго или краснаго желѣза, переплетеннаго сѣткой въ видѣ четыреугольниковъ и треугольниковъ, круговъ, кубовъ и косяковъ, въ которыхъ укрѣплялась слюда и отъ которыхъ оконницы получали разныя названія: такъ, встрѣчались окна кругчатыя, кубчатыя, косящатыя и пр. Въ срединѣ вѣка слюду стали раскрашивать, изображая на ней людей, звѣрей и птицъ. Слюдяныя оконницы, въ сущности, пло
хо защищали отъ холода; съ этой цѣлью употреблялись въ то время ставни—особые станки, глухіе или со слюдой, но обитые мѣхомъ и сук
номъ, соотвѣтствующіе современнымъ зимнимъ рамамъ. Въ теплое время года окна и двери завѣшивались суконными завѣсами, а въ зимнее — стегаными на ватѣ.
Во всѣхъ жилыхъ помѣщеніяхъ были печи изъ синихъ и зеленыхъ изразцовъ, на которыхъ изображались травы, цвѣты, люди, животныя и разные узоры. Печи были разныхъ формъ: четыреугольныя и круглыя, сырчатыя; изъ особой формы кирпича, на ножкахъ съ колонками и кар
низами. Верхнія помѣщенія деревянныхъ хоромъ нагрѣвались проводными
трубами изъ печей нижнихъ ярусовъ. Точно такими же трубами нагрѣвались и всѣ большія дворцовыя палаты.


Для приданія хоромному наряду большаго блеска и великолѣпія въ


XVII вѣкѣ украшали комнаты живописью, Первоначально комнатная жи