вопись ХVI в. почти ничѣмъ не отличалась отъ церковной; художниковъ, расписывавшихъ палаты и церкви, въ сущности, интересовали одни и тѣ же религіозные сюжеты. И въ комнатной живописи XVII вѣка по старому доминируютъ религиозные сюжеты; но рядомъ съ картинами церковно-назидательнаго и отчасти историческаго характера появляется свѣтская по сюжетамъ живопись. Въ Столовой палатѣ на потолкѣ были изображены «небесныя свѣтила ночи, блуждающія кометы и неподвижныя звѣзды». Изображеніе «звѣздочетнаго небеснаго движенія» встрѣчалось и въ царскихъ помѣщеніяхъ, въ которыхъ иногда попадались «ленчафты», а также цвѣтныя и разметныя травы. Если же стѣны комнатъ не были украшены живописью, то ее замѣняли «картины, парсуны и фряжскіе листывъ рамкахъ безъ стеколъ и за стеклами. Сюжеты по большей части были церковно-назидательнаго характера.
Меблировка дворца была немногочисленна и довольно однообразна. Въ сущности мебель во дворцѣ была такая же, какъ и въ богатыхъ боярскихъ хоромахъ, только болѣе роскошно убранная. У стѣнъ стояли обычныя лавки, покрытыя сукнами и золочеными матеріями; впрочемъ,
съ половины XVII в. во дворцѣ появляются серебряные, золоченые стулья и кресла, большею частью обитые бархатомъ, атласомъ и золотыми тканями, иногда украшенные искусной рѣзьбой, расписанной красками.
Кресла были нѣмецкой работы, или сдѣланныя придворными мастерами по готовымъ образцамъ. Если кресло дѣлалось безъ подушки, то на сѣдалище клалось «зголовье, бархатное, атласное, парчевое», которое можно было переносить съ мѣста на мѣсто.
Стулья и кресла были случайною принадлежностью царскихъ палатъ, являясь въ то же время молчаливыми показателями проникновенія западнаго вліянія и въ царскій дворецъ.
Въ переднихъ или красныхъ углахъ, подъ образами, стояли простые дубовые столы, иногда на точеныхъ ножкахъ, и липовые крашеные, покрытые въ обыкновенные дни «червчатымъ, алымъ или зеленымъ сукномъ», а въ торжественные дни—золотыми коврами и бархатными «подскатертниками».
Въ половинѣ XVII вѣка вошли въ употребленіе столы «нѣмецкіе и польскіе» на львиныхъ и кривыхъ ножкахъ. Столы полировались или расписывались разными красками по золоту и серебру. Въ большихъ палатахъ, въ переднемъ углу, стояли царскія мѣста, богато украшенныя золотомъ, серебромъ, драгоцѣнными камнями и золотыми тканями. Въ XVII вѣкѣ царскіи тронъ былъ сдѣланъ нѣмецкими мастерами. Въ нѣкоторыхъ палатахъ стояли на окнахъ часы и разнаго рода музыкальные инстру
менты «цимбалы и органы», четыреголосные съ рычаломъ. По вечерамъ большія пріемныя палаты освѣщались паникадилами и стѣнными подсвѣчниками, иногда довольно затѣйливой иностранной работы.
Такъ, въ Столовой палатѣ было паникадило серебряное «о двухъ поясахъ съ яблоки золочеными, внизу яблокъ травы серебряныя, а въ поясахъ двѣнадцать перъ съ чашки и подсвѣчники, чашки золоченыя че
резъ мѣсто. Среди того паникадила человѣкъ серебряной литой съ золоченъ; при поясѣ у него сайданъ».