ванія онъ построилъ Потѣшныя хоромы. Перестройки, постройки новыхъ хоромъ вмѣсто сгорѣвшихъ, дальнѣйшее украшеніе старыхъ помѣщеній составляли постоянную заботу его преемниковъ, сумѣвшихъ привести дво


рецъ въ такое цвѣтущее состояніе, въ какомъ до того времени онъ ни разу не находился, отражая въ своей роскоши и великолѣпіи—высоту царской власти.
Исторія постройки и перестройки государева двора любопытна и въ другомъ отношеніи. Она въ извѣстномъ смыслѣ отражаетъ на себѣ проникновеніе западнаго вліянія въ Москву. Правительству приходилось не
однократно обращаться къ западнымъ ремесленникамъ, архитекторамъ и художникамъ, и уже это обращеніе являлось показателемъ отсталости Москвы въ культурномъ развитіи. Почти всѣ золотильныя, рѣзныя и живописныя работы исполнялись мастерами—поляками, спеціально пригла
шенными для этого въ Москву; въ то же время правительство приглашало иностранцевъ и на военную службу. Мы далѣе увидимъ, что вліяніе За
пада сильно чувствовалось и во внутреннемъ убранствѣ дворца, такъ что и въ царскій дворецъ проникъ ненавистный Западъ.
Царская резиденція въ XVII в. занимала довольно большое пространство; увеличеніе ея размѣровъ зависѣло отъ увеличенія царскаго семей


ства. При постройкѣ о красотѣ внѣшняго вида не думали, заботясь больше объ удобствѣ. Дѣйствительно, во внѣшности царскихъ теремовъ невозмож




но подмѣтить единства замысла и постройки. Пестрая масса зданій самой разнообразной величины, разбросанныхъ безъ всякой симметріи и какъ


бы случайно соединенныхъ другъ съ другомъ, являлась лучшимъ доказательствомъ того, что многія изъ частей дворца пристраивались къ основ
ному помѣщенію въ минуту той или другой надобности. Въ общемъ дво
рецъ съ внѣшней стороны представлялъ собой массу зданій большихъ и малыхъ, въ одинъ или нѣсколько этажей, съ вышками и балконами, те
снившихся другъ подлѣ друга, возвышавшихся одно надъ другимъ. Зданія были покрыты самыми разнообразными кровлями: простыми, двускатными, епанечными, шатровыми въ видѣ скирдъ и бочекъ съ прорѣзными золо
чеными гребнями и маковками наверху. Кое-гдѣ возвышались башенки съ орлами, единорогами и львами вмѣсто флюгеровъ. Кровли зданій были большею частью тесовыя, украшенныя золотомъ и серебромъ и выкрашенныя зеленой краской. Снаружи хоромы поражали вычурностью и узорочностью разнаго рода украшеній, расположенныхъ по карнизамъ, у оконъ и дверей. Украшенія расписывались красками, золотились и сере
брились; на нихъ изображались листья, цвѣты и травы. Не послѣднее мѣсто занимали эмблематическіе и отчасти миѳологическіе птицы и звѣри: орелъ, левъ, грифъ, птица-сиринъ. Въ XVII в. появляется заимствован
ная отъ нѣмцевъ фигурная рѣзьба. Всѣ зданія дворца составляли три особыя отдѣленія: постельныя или жилыя хоромы, палаты или нарядныя зданія и, наконецъ, такъ называемые дворы, предназначенные для удовлетворенія нуждъ царскаго хозяйства. Всѣ помѣщенія были довольно помѣстительны, и каждый изъ членовъ государева семейства имѣлъ особое помѣщеніе. Были они отчасти каменныя, отчасти деревянныя, соединен