чалась въ томъ, что иностранцы могли торговать преимущественно въ Москвѣ и въ нѣкоторыхъ другихъ городахъ, въ Вологдѣ, Ярославлѣ, Архан
гельск, притомъ могли вести только оптовую торговлю. Такимъ образомъ, иноземная торговля съ западными народами сосредоточилась въ небольшомъ числѣ пунктовъ, изъ которыхъ Москва все-таки была важнѣйшимъ. Только шведы и ливонцы могли торговать въ Новгородѣ, а греческій торгъ въ концѣ XVII вѣка былъ преимущественно сконцентрированъ въ ІІутивлѣ.
Московское правительство старалось собрать въ Москву и представителей русской торговли. Повидимому, уже со временъ великаго князя Ва
силія Ивановича установился обычай, особенно развившійся при Иванѣ Грозномъ и состоявшій въ назначеніи въ составъ гостей и торговыхъ лю
дей гостиной и суконной сотенъ наиболѣе зажиточныхъ иногороднихъ купцовъ. Эти купцы нужны были для царской службы по финансовому вѣдомству, но, вмѣстѣ съ тѣмъ, принужденные перейти на жительство въ Москву, они переносили сюда и свою торговую деятельность и здѣсь кон
центрировали свои капиталы. Такимъ образомъ искусственно были стяги
ваемы въ Москву капиталисты изъ всѣхъ посадовъ. Но честь быть пожалованнымъ въ гостиную и суконную сотни далеко не всегда совпадала съ желаніями самихъ жалуемыхъ и чаще нарушала ихъ торговые интересы.
Отсюда мы видимъ борьбу иногородняго купечества съ московскимъ: послѣднее стремилось увеличить свой составъ для облегченія своей службы у государева дѣла, а иногородніе купцы иногда протестовали противъ та
кого выбора. Такъ, въ 1648 году государю было подано челобитье отъ
посадские людей разныхъ городовъ о томъ, что по государеву указу взяты изъ городовъ для московскихъ и отъѣзжихъ службъ торговые посадскіе люди, и челобитчики просятъ не велѣть «тѣхъ людей изъ городовъ въ гостиную и суконную сотни имать». Гости и торговые люди гости
ной и суконной сотней въ сказкѣ написали, очевидно, вслѣдствіе запроса правительства, что имъ слѣдуетъ служить московскія службы у Архангельскаго города, а въ Астрахани, Казани и въ Нижнемъ будутъ служить ярославцы, а въ другихъ городахъ—гдѣ кто живетъ. I ородовые посадскіе люди тоже подали сказку, въ которой предлагали иногородцамъ нести таможенную кабацкую службу по городамъ, вмѣсто московскихъ. На основаніи этого былъ изданъ указъ, по которому московскимъ гостямъ и торговымъ людямъ гостиной и суконной частей, «да съ ними патріаршимъ и властелинскимъ и монастырскимъ крестьянамъ» служить московскія служ
бы въ Архангельске и въ Холмогорахъ. Иногородніе посадскіе люди оставлены на этотъ разъ въ своихъ городахъ.
Источники не даютъ намъ возможности количественно опредѣлить, въ какой мѣрѣ иногородніе купцы вызывались для переселенія въ Москву; равнымъ образомъ еще труднѣе опредѣлить размѣръ тѣхъ капиталовъ, ко
торые такимъ путемъ переливались изъ провинціи въ столицу. Слѣдуетъ однако думать, что пополненіе московскихъ сотенъ иногородними торгов
цами происходило довольно часто и въ значительному при слабомъ развитіи тогдашняго капитализма, количествѣ. Уже переселеніе 7000 человѣкъ изъ Новгорода въ Москву послѣ его разгрома, повидимому, является
гельск, притомъ могли вести только оптовую торговлю. Такимъ образомъ, иноземная торговля съ западными народами сосредоточилась въ небольшомъ числѣ пунктовъ, изъ которыхъ Москва все-таки была важнѣйшимъ. Только шведы и ливонцы могли торговать въ Новгородѣ, а греческій торгъ въ концѣ XVII вѣка былъ преимущественно сконцентрированъ въ ІІутивлѣ.
Московское правительство старалось собрать въ Москву и представителей русской торговли. Повидимому, уже со временъ великаго князя Ва
силія Ивановича установился обычай, особенно развившійся при Иванѣ Грозномъ и состоявшій въ назначеніи въ составъ гостей и торговыхъ лю
дей гостиной и суконной сотенъ наиболѣе зажиточныхъ иногороднихъ купцовъ. Эти купцы нужны были для царской службы по финансовому вѣдомству, но, вмѣстѣ съ тѣмъ, принужденные перейти на жительство въ Москву, они переносили сюда и свою торговую деятельность и здѣсь кон
центрировали свои капиталы. Такимъ образомъ искусственно были стяги
ваемы въ Москву капиталисты изъ всѣхъ посадовъ. Но честь быть пожалованнымъ въ гостиную и суконную сотни далеко не всегда совпадала съ желаніями самихъ жалуемыхъ и чаще нарушала ихъ торговые интересы.
Отсюда мы видимъ борьбу иногородняго купечества съ московскимъ: послѣднее стремилось увеличить свой составъ для облегченія своей службы у государева дѣла, а иногородніе купцы иногда протестовали противъ та
кого выбора. Такъ, въ 1648 году государю было подано челобитье отъ
посадские людей разныхъ городовъ о томъ, что по государеву указу взяты изъ городовъ для московскихъ и отъѣзжихъ службъ торговые посадскіе люди, и челобитчики просятъ не велѣть «тѣхъ людей изъ городовъ въ гостиную и суконную сотни имать». Гости и торговые люди гости
ной и суконной сотней въ сказкѣ написали, очевидно, вслѣдствіе запроса правительства, что имъ слѣдуетъ служить московскія службы у Архангельскаго города, а въ Астрахани, Казани и въ Нижнемъ будутъ служить ярославцы, а въ другихъ городахъ—гдѣ кто живетъ. I ородовые посадскіе люди тоже подали сказку, въ которой предлагали иногородцамъ нести таможенную кабацкую службу по городамъ, вмѣсто московскихъ. На основаніи этого былъ изданъ указъ, по которому московскимъ гостямъ и торговымъ людямъ гостиной и суконной частей, «да съ ними патріаршимъ и властелинскимъ и монастырскимъ крестьянамъ» служить московскія служ
бы въ Архангельске и въ Холмогорахъ. Иногородніе посадскіе люди оставлены на этотъ разъ въ своихъ городахъ.
Источники не даютъ намъ возможности количественно опредѣлить, въ какой мѣрѣ иногородніе купцы вызывались для переселенія въ Москву; равнымъ образомъ еще труднѣе опредѣлить размѣръ тѣхъ капиталовъ, ко
торые такимъ путемъ переливались изъ провинціи въ столицу. Слѣдуетъ однако думать, что пополненіе московскихъ сотенъ иногородними торгов
цами происходило довольно часто и въ значительному при слабомъ развитіи тогдашняго капитализма, количествѣ. Уже переселеніе 7000 человѣкъ изъ Новгорода въ Москву послѣ его разгрома, повидимому, является