ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ. ТРУДЯЩИХСЯ СССР

ВТОРНИК, 8 МАЯ 1945 г. № 106 (8716)

И

Сообщение Чрезвычайной Государственной Комиссии

по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских за

О чудовишных преступлениях германского прави

Еще до оевобождения Красной Армией
польской территории в Верхней Силезии в
Чрезвычайную Государственную Комис-
сию поступали многочисленные сведения
© существовании вокруг гор. Освенцима
огромного лагеря, созданного германским
правительством для уничтожения пленен-
ных советских людей. После освобождения
советскими войсками польской Силезии
частями Красной Армии был обнаружен
этот лагерь.

По поручению oe Государет-
венной Вомиесии Прокуратурой 1-го Укра-
инского фронта, совместно с предетавите-
лями Чрезвычайной Государственной Ко-
миссии товарищами Кудрявцевым Д. И. и
Еузьминым С. Т., в течение февраля—мар-
та 1945 года было произведено тщатель-
ное расследование злодеяний немцев в
Освенцимеком лагере.

В расследовании принимали участие
специальные экспертные комиссии: судеб-
но-мелицинская, в составе главного судеб-
но-медицинского эксперта 1-го Украин-
ского фронта Брыжина Ф. Ф., судебно-ме-
дицинского эксперта армий Чурсанова
М. Г., эксперта-терапевта Перцова И. И..,
начальника патолого-анатомической лабо-
ратории армии Лебедева Н. А., гинеколо-
та армии, Колегаева Г. А., эксперта-пеи-
хиатра Ванновского Н. Р., эксперта-кри-
миналиста Герасимова Н. И., бывших
заключенных лагеря: профессора-педиат-
ра, директора клиники Пражского уни-
верситета Эпштейн Б. В., профессора па-
тологической анатомии и эксперименталь-
ной медицины из гор. Клермон-Ферран
(Франция) Лимузен Г. Г., доцента меди-
цинского факультета в Загребе (Югосла-
вия) Гроссмана М. Я., и техническая, в
составе профессоров из. Кракова—Дави-
ловского Романа и Долинского Ярослава,
кандидата тимических наук инженера
Лаврушина В. Ф. и инженера Шуера А. М.

На основании опроса и медицинского
освидетельствования 2819 спасенных
Ерасной Армией узников Освенцимекого
лагеря и изучения обнаруженных в нем
немецких документов, остатков взорван-
ных немцами при отступлении крематори-
ев и газовых камер, найденных на тер-
ритории лагеря трупов, вещей и докумен-

Рейхсфюрер СС Ги

тов истребленных немцами людей различ-
ных стран Европы, сохранившихся в скла-
дах и бараках лагеря, установлено.

1. Путем расстрелов, голода, отравле-
ний и чудовищных истязаний немцы ист-
ребили в Освенцимском лагере свыше
4 миллионов граждан Советского Союза,
Польши, Франции, Бельгии, Голландии,
Чехословакии, Югославии, Румынии, Венг-
рии и других стран. :

2. Немецкие профессора и врачи про-
изводили в лагере так называемые «меди-

цинские»  зксперименты над живыми
людьми — мужчинами, женщинами и
детьми.

3. По степени продуманности, техниче-
ской организованности, по массовости и
жестокости истребления людей Освенцим-
ский лагерь оставляет за собой далеко
позади все известные до сих пор немец-
кие «лагери смерти».

В Освенцимском лагере были и газовые
камеры, и крематории, и хирургические
отделения, и лаборатории—все это было
предназначено для чудовищного уничто-
жения людей. Газовые камеры немцы наз-
вали «банями особого назначения». На
входной двери этой «бани» было напи-
сано «Для дезинфекции», а на выходной
«Вход в баню». Таким образом, люди,
предназначенные для уничтожения, ниче-

го не подозревая, заходили в помещение.

«Для дезинфекции», раздевались и от-
туда загонялись в «баню особого назначе-
ния» то-есть в газовую камеру, где они
истреблялись ядовитым веществом «цик-
лоном».

В лагере были организованы снециаль-
ные больницы, хирургические блоки, ги-
стологические лаборатории и другие учре-
ждения, но существовали они не для ле-
чения, а для истребления людей. Немец-
кие профессора и врачи производили в
них массовые эксперименты над совер-
шенно здоровыми мужчинами, женщина-
ми и детьми. Они производили опыты по
стерилизации женщин, кастрации муж-
чин, над детьми, по искусственному зара-
жению массы людей раком, тифом, маля-
рией и вели над ними наблюдение; произ-
водили на живых людях испытания дей-
ствия отравляющих веществ.

ммлер — организатор

Освенцимского лагеря уничтожения людей

Освенцимекий лагерь был построен в
1939 году по приказу рейхофюрера СС
Тиммлера специально для уничтожения!
порабощенных граждан ‘оккупированных
стран Европы. Лагерь расположен на ог-
ромной территории вокруг города @свен-
цима и представлял из себя целую еиете-
му лагерей: Аушвиц, Биркенау, Монови-
це, Голешаху, Явиновиц, Нейдахе, Блеха-
ie и другие. Основные из них—Аушвия
и Биркенау-—были расположены на тер-

es в 467,5 гектара и имели свыше

20 жилых бараков и служебных поме-
шений. В лагерях Освенцима содержа-
лось постоянно от 180 до 250 тысяч за-
ключенных. Все лагери были обведены
глубокими рвами и оцеплены густой сетью
колючей проволоки, через которую лро-
пускался ток высокого напряжения. 1

В 1941 году в лагере Аушвиц был вы-
строен для сжигания трупов умерщвлен-
ных людей первый крематорий с 3-мя пе-
чами. При крематории была так называе-
мая «баня 0с0бого назначения», то-есть
тазовая камера для удушения людей.
Первый крематорий просуществовал дс
середины 1943 года. Летом 1942 года
рейхефюрер СС Гиммлер произвел инепек-
торский осмотр Освенцимского лагеря и
распорядился расширить его до гигант-
ских размеров и технически усовершенет-
вовать. Строительство новых мощных
крематориев было поручено немецкой
фирме «Тепф и сыновья» в Эрфурте, ко-
торая немедленно начала строить в Бир-
кенау 4 мощных крематория и газовые
камеры. Из Берлина нетерпеливо требо-
вали ускорения строительства и оконча-
ния всех работ к началу 1943 года. В де-
лах канцелярии лагеря Аушвиц найдена
обширная переписка администрации лаге-
ря с фирмой «Топф и сыновья», в том
числе следующие письма:

1.

«И. А. Топф и сыновья.
Эрфурт, 12 февраля 1943 г.
Центральному строительству
СС и полиции
aes
(Освенцим).
Касается: крематорий 2 и 3 лагеря
военнопленных.
Подтверждаем получение Вашей теле-
граммы от 10 февраля следующего содер-
жания: «Еще раз подтверждаем получе-

муфельных печей, включая два электри-
ческих лифта лля под’ема трупов и один
временный лифт для трупов. Также зака-
зано практическое приспособление для
подачи угля и приспособление для транс-
порта пепла. Вам надлежит доставить
полную установку для крематория № 3.
Ожидаем, что примете все меры для не-
медленной отправки всех, машин © частя-
ми. Установка обязательно должна вету-
пить в строй 10 апреля 1943 года.

И. А. Топф и сыновья».
oil.

«№ 12115/42/Ер/На

Пункт 2.

В отношении установки 2-х трехму-
фельных печей у каждой из «бань особого
назначения» инженером Прюфером было
предложено из’ять их из заготовленных
для отправки в Могилев печей. Руково-
дитель служебной части, находившейся в
С0-Хозяйственном Управлении Главного
Отдела в Берлине, был немедленно 06
этом осведомлен и его попросили распо-
рядиться о дальнейшем.

СС унтерштурмфюрер (С)

Освенцим, 21 августа 1942 года».

В четырех новых крематориях находи-
лось 12 печей с 46-ю ретортами; в каж-
дую реторту можно было поместить от
3 до о трупов, процесс сжигания которы?
продолжался около 20—30 минут.

Нри крематориях были построены «бани
0с0б0ого назначения» газовые камеры
для умерщвления людей, помещазшиесх
или в подвалах, или в особых пристрой-
ках к крематориям. Кроме того, в лагере
имелись еще две’ отдельные «бани», трупы
из которых сжигались на особых кострах.
Предназначенных для умерщвления людей
загоняли в «бани» ударами палок, ружей-
ных прикладов, собаками. Двери камер
герметически закрывались, и люди, нахо-
дившиеся в них, отравлялись «циклоном».
Смерть наступала через 3—5 минут; спу-
стя 20—30 минут трупы выгружались и
направлялись к печам крематориев. Церед
сжиганием дантисты вырывали у’ трупов
золотые зубы и коронки.

«Производительность» «бань» — газо-
вых камер значительно превышала про-
пускную способность печей крематориев,
и потому для сжигания трупов немцы
применяли еще огромные костры. Для
этих костров были вырыты специальные

ние Вашего заказа на 5 штук тройных

рвы длиной от 25 до 30 метров, шириной

от 4 до б метров и глубиной в 2 метра. На
дне рвэзв проходили особые канавы в ка-
честве иоддувал. Групы подвозились к в9-
страм по узкоколейкам, укладывались в
рвы послойно с дровами, обливалиеь
нефтью ‘и таким образом сжигались. Пе-
пел зарывался в больших ямах или сбра-
сывался в реки Сола и Висла. С 1943 го-
да немцы, в целью промышленного  ис-
пользования несгоревигих . костей, стали
дробить кости и продавать фирме «1Итрем»
для переработки в суперфосфат. В лагере
найдены документы на отправку в’ адрес
фирмы «Штрем»` 112 тонн 600 килограм-
мов костной крошки от. человеческих тру-
пов. Для промышленных целей немцы
также использовывали волосы, срезанные
с женщин, предназначенных для уничто-
жения.

В Оевенцимеком лагере. немцы ежеднев-
но умерщвляли и сжигали от 10 до 12
тысяч людей, из них 85—10 тысяч из при-
бывавших эшелонов и 2—3 тысячи из
числа узников лагеря.

Депрошенные в качестве свидетелей,
ранее работавшие в специальной команде
по обслуживанию газовых камер и крема-

В Освенцийском лагере немецко-фа-
шистские профессора и врачи широко про-
водили «медицинские» опыты над жи-
выми людьми, проявляя при этом чудо-
вищную изобретательность.

Вывшие заключенные, спасенные Крас-
ной Армией врачи; Штейнберг из Парн-
жа, Гордон из Вильнюса, профессор
Tpoceman из Югославии, доктор медици-
ны Валентин Эрвин из Берлина, Кеппих
Анна из Венгрии, Де-Вянд Эдуард из
Толландии, Флехнер Альберт из Парижа,
сообщили, что они были очевидцами
огромного количества «медицинских»
экспериментов немецко-фамистских про-
фессоров и врачей над заключенными ла-
геря.

Хирургические операции производи-
лись по произволу немецких врачей, пра-
кликовавшихся в освоении оперативной
техники. Молодой немецкий врач Кениг
отбирал заключенных е воспалительными
процессами конечностей и практиковался
в ампутации последних, Немецкие врачи
Тилло и Фишер собирали большие массы
заключенных и без веяких показаний
производили  грыжесечения. Главный
врач больницы Эндерс при малейшей жа-
лобе на боли в животе производил чрево-
сечения, практикуясь на операциях по
поводу язвы желудка,

В больничных отделениях лагеря Ауш-
вица проводились эксперименты над жен-
шинами. В 10 блоке лагеря содержалось
одновременно до 400 заключенных жен-
щин, над которыми производились опыты
по стерилизации путем облучения рент-
геном и последующего удаления яични-
ков, опыты по привитию рака шейки
матки. опыты по насильственному родо-
разрешению и 10 испытанию  контрает-
ных вещеетв для рентгенографии матки.
В блоке № 28 производилиеь опыты над
заключенными но искусственным пораже-
[ниям кожи керосином, различными соля-
ми, пастами, пудрами. Здесь же приме-
няли акрихин с Целью изучения искус-
ственно вызванной желтухи. Этими опы-
тами занимался немецкий врач Эмиль
Кошуб. В блоке № 21 производились
массовые опыты по кастрации мужчин
с целью изучения ‘возможности стерили-
зации рентгеновскими лучами. Вастрация
производилаеь через известное время по-
сле облучения. Такими опытами облуче-
ния и кастрации занимались профессор
Шуман и врач Деринг. Нередко операции
заключались в том, что после облучения
рентгеном у подопытных удаляли одно
или оба яичка для исследования,
  Все эти факты подтверждены Tame по-
казаниями бывнгих узников лагеря: Кляйн
Юлитой, Аусен Кларой, Гарбман Минной,
Зондерс Нонной, Скурник Яковом, Сурес
Давидом и многими другими. над которы-
ми немецкие врачи производили те или
иные эксперименты.

По приказу главного немецкого врача,
Эндерс, с 1941 по 1944 год в больницах
лагеря производилось умершвление заклю-
ченных путем вливания фенола в сердце.
Первые вливания делал врач Деринг, а за-
тем они производились санитарами. 0со-
бенно отличался в этом бывший сапож-
ник немец Клер, уметрвивший таким спо-
собом тысячи жертв. Заключенный из по-
ляков, некий Панщик, впрыскиванием фе-
нола умертвил 12 тысяч: человек (впо-
следствии он был убит самими поляками-
заключенными). Немец Штесс уничтожил
такими уколами 10 тысяч человек.

Факты нечеловеческих опытов над за-
ключенными подтверждаются также рядом

ториев, бывшие заключенные Драгон Шле-
ма, житель местечка Жировнин, Варшав-
ского воеводетва, -и Таубер Генрих из го-
‚рода Вжанув (Польша), показали сле-
дующее: <...В начале работы лагеря нем-
цы имели две газовых камеры, находив-
шиеся друг от друга в трех километрах.
При них имелось по два деревянных 0а-
рака. Прибывающих из эшелонов людей
приводили в бараки, раздевали, а затем
вели в газовую камеру... В газовые каме-
ры загоняли по 1.500-—1.700 человек, a
затем через люки эсэсовцы в противогазах
забрасывали «циклон». Газирование иро-
должалось от 15 до 20 минут, после чего
трупы выгружались и на вагонетках вы-
возились в рвы, где сжигалиеь... Позже на
территории лагеря в Биркенау работали
4 крематория, при каждом из них имелась
газовая камера. Крематории №№ 2 и 3
были одинаковой конструкции и имели
по 15 печей, а крематорий №№ 4 и 5 бы-
ли‘ другой конструкции, по размерам и
техническому усовершенствованию менее

удобные, и имели по 8 печей каждый. Все
эти крематории в течение суток сжигали
по 10-12 тысяч трупов».

Немецко - фашистские профессора и врачи—
‘убийцы пленников Освенцима

документов, найденных в’ канцеляриях
лагеря. В. отчете хирургического отделе-
ния лагерного госпиталя значится, что за
3 месяца — октябрь — декабрь 1943 го-
да —— хирургами отделения среди прочих
операций . произведено: 89 ампутации
яичек (кастрация). 5 стерилизаций, 5
удалений яичников. В телеграмме № 2678
от 23 ЛУ — 1943 года оберштурмфюрер
СС полковник Зоммер дает предписание
коменлатуре лагеря отнести по отчету
128 женщин в графу ‘«Заключенных для
опытов». В обнаруженном  «Статистиче-
ском обозрении коменданта лагеря числа
и распределения заключенных женщин но
различным категориям», за, подписью за-
местителя ‘коменданта лагеря Селаа,
имеется поетоянная графа: «Заключен-
ные. предназначенные для различных
опытов»: В. этой трафе значится  «под-
опытных женщин»: за 15.  1944 г.
400 чел., за 5.1944 г. —- 413 чел.
за 19.УЁ 1944 г. — 348 чел., ва 30.\Н
— 1944 г.—349 чел. иит, д.

Немецкие врачи играли руководящую
роль и в так называемых «селекциях», то-
сеть в отборе заключенных ” на газирова-,
ние и кремапию. «Селекцию» они произ
водили веюду: около крематориев. в
больницах, в бараках. Людей истощен-
ных, больных, непригодных для работы
немецкие врачи отправляли в газовые ка-
меры. Отбором заключенных ‘для умерщ-
вления занимались следующие немецкие
врачи: Вирте. Менгеле, Родэ, Фишер,
Тилло. Китт, Кениг, Клейн и многие дру-
гие.

По приказу главного немецкого врача
Освенцимекого ‘лагерного  об’единения
Вирте, при энидемиях сыпного тифа, про-
изводилось умерщвление людей целыми
бараками путем отравления газами.

Судебно - медицинская экспертная ко-
миссия установила, что немецкие врачи в
Освенцимеком лагере производили сле-
дующие эксперименты над живыми людь-
ми

1. Массовое иссечение тканей шейки
матки, или даже полную ампутацию по-
следней.

2. Испытание ‘ряда неизвестных ве-
щеетв для целей рентгенографии матки и
труб. Указанные вещества с помощью спе-
циальных нриборов под давлением вво-
дились в полость матки, что’ зачастую
было сопряжено с мучительными болями
для экепериментируемых жертв.

3. Стерилизация женщин путем облуче-
ния рентгеновскими лучами тазовой обла-
сти, с последующим чревосечением и из’-
ятием яичников. Эти опыты производи-
лись преимущественно над молодыми
женщинами.

4. Изучение действия разных химиче-
ских препаратов по заказам немецких
фирм. По показанию немецкого врача,
доктора медицины Валентина Эрвин, был
случай, когда для подобных опытов пред-
ставители химической промышленности
Германии врач-гинеколог Глаубер из Ке-
нигсгютте и химик Гебель специально
купили у администрации лагеря 150
женщин.

5. Стерилизация ‘мужчин путем рентге-
новского облучения.

6. Опыты над мужчинами с примене-
нием  раздражающих химических ве-
ществ на коже голени для искусственного
вызывания язв, флегмон.

1. Ряд других опытов — искусственное
заражение малярией, искусственное опло-
дотворение и. т. д.

Очеяь многие опыты кончались быст-
рой и музительной смертью подопытных
заключенных. После окончательного ис-
пользования заключенных для экспери-
ментов их убивали и сжигали. Этим путем
немцы стремились уничтожить свидете-
лей своих бесчеловечных опытов. ;

Допрошенный в качестве ‚свидетеля
бывший заключенный Штерн Самуил
Абрамович, житель гор, Бухареста, пока-
зал:

<...В лагере Аушвиц я ‘работал в каче-
стве исполняющего обязанности фельд-,
шера. По ‘приказанию ^0бер-фельдфебеля
Кошуб я делал уколы и другие манипу-
ляции заключенным, Хорошо ‘знаю, что
многим заключенным впрыекивалея керо-
син под кожу в голень... 2-й метод экс-
периментов: химическое раздражение ко-
жи. Для этой цели применялся 80%
раствор уксусно-кислого алюминия (алю-
минь-ацетикум). ‘После этого снимали
весь слой. кожи и отправляли на исоле-
дование. У тех. же, у которых было глу-
бокое раздражение кожи, вырезали кусок
мяса с кожей и также отправляли на ис-
следование... Кошуб прививал также ис-
кусственную желтуху и вливал кровь ма-
ляриков».

Подвергавигийся экспериментам Валигу-
ра М. сообщил: «...спуетя несколько дней
после того. как меня привезли в Бирке-
нах. кажется, в первых числах декабря
1942 года, всю молодежь в возрасте от 18
40.30 лет (мужчин) подвергли стерили-
зации путем  просвечивания   мононки
рентгеновеким аппаратом. В числе стери-
лизованных был также и я. Спустя 11
месяцев после того, как меня подвергли
стерилизации, т. е. 1 ноября 1943 тода,
я был подвергнут кастрации.... С0. мной

Как установлено следствием, в Освен-
цим ежедневно прибывало от 3 до 5 же-
лезнодорожных эшелонов, предназначен-
ных для умерщвления людей, по 1500—
3000 чел. в каждом эшелоне. Обреченные
привозились из веех- стран Европы. Сре-
ди освидетехьствованных  вудебно-меди-
цинской комиссией 2.819 ‘освобожденных
узников Освенцимского лагеря имелись
подданные: Польши —. 745. чед., Венг-
рии — 542 чел., Франции — 346 чел,
Чехословакии — 315 чел.) СССР_-180

{  чел., Голландии—159 чел. Югославии—

143 чел., Италии — 91 чел., Греции —
76 чел.. Румынии — 52. чел., Бельгии—
41 чел. и др. стран,

Из каждого прибывавшего эшелона

‘немцы отбирали or 200: до 500 чел. наи-

более трудоспособных для работы в лаге-
PAX, остальных направляли прямо к газо-
вым камерам и к крематориям в лагери
Аушвиц и Биркенау.

Диспетчер службы движения станции
Освенцим, Станек .Францишек, показал:
<...Эшелоны. прибывали с заключенными
в 1942, 1943, 1944 годах из Чехослова-

кии, Бельгии, Франции, Голхандии, Нор-
вегии, Греции, Польши и других стран».
Свидетель Де-Винд Эдуард показал:
«,..После оккупации немцами Голландии
в ноябре 1940 года была произведена
чистка государственного апнарата, уч-
реждений и учебных заведений Голлан-
дии. Нас, троих ассистентов университе-
та, выгнали, Я переехал в Амстердам. В
одном из кварталов Амстердама был най-
ден убитым фапгист-голландец. В ответ
на это немцы арестовахи 400 заложников,
в числе которых попал и я. Схватили
меня на улице и отвезли сюда в лагерь».
Свидетель Гордон Яков, уроженец го-
рода Вильнюс, показал: <...В лагерь 06-
венцим меня привезли 22 января 1943
года. Всего в нашем эшелоне было
3.650 чел., из них вошли в лагерь 265
мужчин и около 80 женщин, веех осталь-
ных сейчас же отправили в крематорий—
газировали и сожгля, в том числе сожгли
мою жену Матильду, по специальности
врача, сына четырех ев половиной лет,
отца 73 лет и мать 64 лет».
Свидетельница Дессанти Эмили, по на-
циональности итальянка, показала: <...13
сентября 1944 года гитлеровцы вывезли
нас из Италии и привезли в лагерь 09с-
венцим. Всего в лагерь нас, итальянцев,
привезли 500 чел., из них осталось в жи-
вых только 30 чел., остальные зверски
замучены и уничтожены в лагере».
Свидетель Сурес Давид показал: <...В
лагерь Освенцим я прибыл с эшелоном из
Греции 3 апреля 1943 года. В эшелоне
было больше 2.500 чел., в числе которых
была моя мать 53 лет, сестра с ребенком

и я. Из 2.500 чел. приблизительно
300 чел. отправили в лагерь, остальных,

хватчиков и их сообщников

-ельства в Освенциме

были подвергнуты стерилизации в один
день 200 человек...»

Свидетель Сурес Давих из гор. Салони-
ки (Греция) дал следующее показание:
«...Примерно в июле 1943 года меня и 60
мной еще 10 человек греков записали в
какой-то список и направили в Биркенау.
Там всех нас раздели и подвергли стери-
лизации рентгеновскими лучами. Через
один месяц после стерилизации нас вы-
звали в центральное отделение лагеря, где
всем. стерилизованным была произведена
операция — кастрация...»

Бывшая‘ заключенная Хаузер М. (Па-
риж, Ситэ Мильтон, 9) сообщила: <...В
Аушвице нас поместили в 10-й блок. Для
чего нас забрали в 10-й блок — мы не
знали. В.этом блоке было больничное от-
деление. хотя все мы были совершение
здоровые женщины... В 10-м блоке у меня
сначала взяли один шприц крови; для че-
го брали кровь —мне неизвестно. В конце
августа 1943 года меня взяли в операци-
онную комнату. дали наркоз и под нарко-
зом сделали операцию в половых органах.
Операцию детал‘заключенный врач Самт-
эль под руководством и по указаниям не-
мецкого врача Вирц. После этой операции
я пролежала в 10-м блоке больной 11 ме-
сяцев. Из числа подвергавшихся стери-
лизации была одна еврейка из Греции по
имени Бела, фамилии ее не знаю. После
рентгеновских лучей ей была сделана, опе-
рация: разрез вдоль живота. После onepa-
ции она поправилась и рана на животе
зажила. Приехал в 10-й блок немецкий
врач Шуман и в порядке контрольной про-
верки взял Белу в 28-й блок и там сделал
вторичный разрез живота поперек. Попе-
речный разрез живота у нее я сама звиде-
ла. Через несколько дней после вторичной
«операции» Бела умерла».

Немецкие палачи убивали в Освенцимском
лагере. граждан всех стран Европы

в том числе мою мать и сестру © пятилет-
ним ребенком, прямо из эшелона повели
в крематорий на сольжение».

Свидетель Китман Георг, из Румынии,
показах; «..В июне 1944 года я и мои
родители, вместе с другими в числе
3.000 чел. мужчин, стариков, женщин ий
детей, эшелоном были привезены в лагерь
Освенцим. При выгрузке всех стариков,
матерей с маленькими детьми отделили от
здоровых, отправили в крематорий и 60-
жгли. Среди сожженных был мой отец
59; ает и мать 48 лет. Из 3.000 чел. в ла-
герь направили не больше 350 чех.».

Свидетельница Шпетер Зиска показала;
«...В февраже месяце 1943 года я прибы-
ла из Франции в числе 1.100 чел. Из них
в‘ этот. же день было отобрано 205 трудо-
сповобных, которые были направлены в

бараки, а остальных 895 чел. — стари-

ков, женщин и детей — отвели в газовую
камеру, где они были удушены газами».

Бывшая заключенная Кеппих Анна,
венгерка из города Клуж, показала: <.. Я
прибыла в Освенцимский лагерь в июне
месяце, 1944 года в числе 3.000 венгер-
ских заключенных, из них, по прибытии
в лагерь, 500 чел. трудоспособных были
оставлены в лагере для работы, а осталь-
ные 2.500 чел. направлены в газовую
камеру для уничтожения».

Доктор медицины Пражского универ-
ситета, профессор Бертольд Эпштейн рас-
сказал комиссии: <...дтобранных заклю-
ченных направляли в газовые камеры для
умершвления. В течение нескольких ме-
сяцев мы видели длинные вереницы иду-
щих на смерть в крематорий людей, осо-
бенно болыние труппы уничтожались в
мае июне-июле 1944 года. В это вре-
мя в крематориях сжигали днем и ночью,
что было видно по выступавшему из труб
крематориев пламени. Нередко мы чувст-
вовали запах горелого мяса, волос или
ногтей. В это время мы, кроме огня из
труб крематориев, видели два больших
костра, которые ночью горели огромным
пламенем. Вею ночь в лагере были слыш-
ны вопли и крики, а также лай карауль-
ных собак эсэсовцев. Несчастные жерт-
вы, которых, веледетвие ‚ переполнения
крематориев, по очереди вели к кострам
на смерть, при виде жостров догадыва-
лись, какая участь их ожидала... Я знал,
что и моих близких родственников по-
стигла та же участь и что мне ее также
не избежать. Примерно каждые две неде-
ли врачом лагеря доктором Менгеле про-
изводилея отбор, после чего отобранные
жертвы направлялись в крематорий на
уничтожение. Так в один из дней уничто-
жили 500 детей. При отправке этих детей
разыгрались потрясающие сцены, так как
уже все знали, куда их ведут. Эсэсовцы и
их помощники при этом отличались 0со-

(Окончание на 3-й стр.).

лагеря, освобожденные Красной Армией. 3. Семь тысяч килограммов женских волос, снятых немцами со 140.000. женщин, убитых в лагере Освевцима, приготовленные. к отправке в И

+